Примерное время чтения: 7 минут
477

Светлые души. Как в Орске молодежный театр-студия меняет школьников?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Оренбуржье 13/12/2017
«Такие же ребята, как те, что сидят в зрительном зале, играют на сцене и говорят на понятном языке».
«Такие же ребята, как те, что сидят в зрительном зале, играют на сцене и говорят на понятном языке». / Юрий ДЕККЕР / Из личного архива

В театре играют подростки, многие из которых впоследствии поступают в театральные вузы. Художественный руководитель Юрий Деккер рассказал, как юные актёры играют героев Шукшина, почему они не ставят развлекательные спектакли и за что их упрекают некоторые зрители.

Перестают мечтать

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Кто к вам приходит заниматься?

Юрий Деккер: Основной состав труппы - старшеклассники. Ребята приходят такими максималистами. Они не постоянны в своих эмоциях и оценках внешнего мира. Все детки достаточно тонкие, где-то «побитые» (загруженные) в связи с нашим образованием. Они постоянно в страхе, как будто на шеи им надели ярмо. Очень много неврастеников, особенно среди юношей. Расслабляем их потихоньку. На сцене они могут оставить своё напряжение и потихоньку навести порядок внутри себя. Но есть и много положительного в этом возрасте. Если бы материал, который я подбираю для них, играли профессиональные артисты, не было бы такого открытого диалога. Ребята же играют на инстинктах, эмоциях и интуиции. В тренингах я стараюсь сделать так, чтобы они чувствовали тоньше. Работая с Шукшиным, мы столкнулись со сложностью. Нашим девочкам было сложно играть его героинь с тяжёлыми судьбами, поскольку они не испытывали трагической любви или потери близкого человека. Приглашали актрис из драмтеатра объяснять детали.

- Ваши ребята, должно быть, много читают?

- У них выбора нет. На воскресных тренингах берём литературный материал и ищем конфликт. В школе идёт поток конвейерной информации, и у ребёнка всё это превращается в кашу. Мы прочитали все рассказы Шукшина. На основе общения с ребятами спрашивал, что нравится, что нет. Выбирал рассказы так, чтобы они понимали, какие судьбы играют, и зритель входил в диалог с этими персонажами. После Нового года будем потихонечку набирать ритм на Достоевского.

Они всё время кричат, мы не свободны. Я говорю, судьба привела вас сюда, есть сцена, и истинная свобода, когда вы на сцене можете реализовать её в творчестве. К 15 годам фантазия ребёнка переходит в стадию агрессии и протеста. Поэтому мы много работаем в тренингах. Я рад, когда они начинают импровизировать. Им гораздо интереснее вести персонаж по своим правилам, чем если бы я диктовал им.

Не спугнуть синюю птицу

- Заметила, что ваша студия похожа на маленький дом…

- Мне очень важно, чтобы коллектив был одной семьёй, где будет гореть маленький огонёк нашего единства, и мы сможем его в угольках принести на сцену и согреть всех. Когда мы играли «Светлые души» Шукшина я им говорил, что сверхзадача нашего спектакля такая, чтобы человек уходил со светлым ощущением. Пока удаётся держать знамя, которое нам дал наш духовный наставник протоиерей Сергий Баранов. Меня всё время спрашивают, почему вы не ставите развлекательные спектакли. Спрашиваю, вам мало полного зала? Сегодня для театров главное заработать. Перед выходом на сцену мы, держась за руки, проговариваем, что должны сказать зрителю, чтобы не превратить спектакль в красивую коробку. Мы словно сажаем семя, которое к концу спектакля вырастает в дерево, тянущееся к свету. Я боюсь, что называется, спугнуть синюю птицу, которая над нами веет. Думаю, что нам стоит идти по этому пути, чем экспериментировать. Подросток - существо тонкое, и не нужно его ставить в условия лабораторной крысы.

- На ваши спектакли собираются полные залы. Как вы этого добиваетесь?

- Конечно, очень страшно выходить с таким материалом. Боюсь, что школьники, студенты не поймут, и ребята, увидев эту реакцию, подумают, что дело не стоит нервов и душевных затрат. Наш успех в гибкости и молодости ребят. Такие же ребята, как те, что сидят в зрительном зале, играют на сцене и говорят на понятном языке. И это очень хорошо, потому что сейчас дефицит такого материала. С подростком надо общаться. Они всё время придумывают, что никому не нужны, что их мир никто не понимает. Прежде чем так говорить, говорю, ты покажи этот мир, не прячь его в себе. Им нужно делиться с кем-то, иначе это всё превращается в некий яд, ты становишься злым. Не случайно название нашей студии - «Встреча». Это встреча с самим с собой. Ребёнок приходит немножко ершистый, со своим мнением. Два года их взращиваешь, лелеешь, прощаешь, где нельзя прощать. Потом они улетают и говорят, что студия им дала. И, может, уже какие-то ошибки не совершишь. Главная тема в моих спектаклях - состояние покаяния. Персонаж обязательно должен прийти к очищению в самом себе, перерождению, даже если он в этой точке умирает физически. Или, у Шукшина, жил герой, всю жизнь не делал человеку ничего хорошего, а тут раз - сапожки жене купил. Или спектакль «Оскар и розовая дама». Мальчик обвиняет всё и вся в своей болезни. Почему я, 10-летний мальчик, должен страдать за всё это? Я объясняю: «А как Христос страдал за всех нас?». И в конце, конечно, Оскар понимает, не за что, а для чего ему это заболевание.

Три года назад возили в Москву «Дураков». К нам тётушки московские подходили после спектакля и говорили: «Таким языком театральным в Москве уже не разговаривают, как будто нас полелеяли в колыбельке». Нас очень много приглашают участвовать в конкурсах, но у нас нет средств.

«Поповские дети»

- Юрий, некоторые ваши спектакли поставлены совместно со священником Сергием Барановым. Как вы начали сотрудничать?

- Ещё вместе с первым руководителем студии Вячеславом Анатольевичем Петровым в 2009 году мы поставили эссе отца Сергия «Козу». Когда вернулся Вячеслав Анатольевич, батюшка сказал мне, что нужно брать студию и театральным языком разговаривать с подростками. Я начал свой театральный сезон с пьесы батюшки «Пожизненный».

Перед новым спектаклем, мы берём благословение у отца Сергия.

- Вас не упрекали за характер спектаклей?

- Меня и ребят постоянно ругают, называют поповскими детьми. Над ними в школе смеются. На нас много грязи вылилось в связи с «Пожизненным». За каждого ребёнка борешься изо всех сил, а эти разговоры только останавливают детей. Они ведь тонко чувствует такую реакцию. Постоянно их огораживаешь от этого. Взрослые как будто не понимают, что на сцену выходит ребёнок. Я говорю им, это всего лишь барьер, значит, мы идём по правильному пути. В искусстве не может быть всё хорошо.

- Студия профессионально ориентированная?

- Это как наркотик. Меня ругают директора колледжей, что дети только и думают о театре и перепрофилируются. Но не всем подходит этот путь, побыл здесь - и достаточно. Главное, что внутреннее зрение становится другим. Сейчас с десяток птенцов учится в театральных вузах. Выпускается как раз мой первый выпуск.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах