Примерное время чтения: 5 минут
386

С кем боремся. Почему закон выступает против бизнеса, а не алкоголизма?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ в Оренбуржье 07/12/2016

Что назвать общепитом

На прошлой неделе прокуратура Оренбурга вынесла на обсуждение депутатов Оренбургского городского Совета предложение о внесении поправки в закон, регулирующий торговлю алкоголем. По мнению надзорного ведомства, в городе много «псевдо-кафе», которые работают круглые сутки, продают спиртное, но при этом по большому счёту к общественному питанию не имеют никакого отношения. Вот, что сказал по этому поводу Андрей Жугин, прокурор Оренбурга: «Мы видим огромное количество, особенно летом, когда просто столики выставляют, ставят микроволновку и на вынос, на разлив продают алкоголь. В прокуратуре города считают такой порядок необходимо менять. Закон требует поправок». Дело, безусловно, благое, тем более, что в таких горе-закусочных зачастую продают нелегальный, суррогатный алкоголь. Кроме того, само существование таких точек ставит под сомнение вообще исполнение законодательства о временных ограничениях продажи алкоголя, под которые попадают торговые площадки всех калибров.

Такие меры, направленные против недобросовестного бизнеса, поддерживают и сами представители предпринимательского сообщества. Важно очень четко формулировать изменения в законодательство, чтобы легальный бизнес не пострадал.

В тему
Нам интересно, что думаете по этим вопросам вы. Присылайте ваши комментарии с пометкой «Контрафакт» по адресу: annazhur@mail.ru или г. Оренбург,ул. Терешковой, д. 8а, офис 8. А мы проанализируем все ваши предложения и вопросы, и доведём их до правительства области и депутатов Государственной думы от Оренбургской области.

Активно ведётся в последний год и борьба с продажами спиртных напитков через Интернет, хотя здесь до полной победы или до каких-то ощутимых успехов ещё очень далеко.

Власти надеялись на то, что введение системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система - для контроля над объемом производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции) положительно скажется на увеличении доли легального алкоголя на полках магазинов. Но, по мнению многих экспертов и бизнесменов, толку от этого практически нет, а вот расходы, зачастую для мелкого предпринимателя очень значительные, продавцы понесли. Предприниматели подсчитали: на включение точки в работу по новой системе необходимо около 150 тыс. рублей (это притом, если закупать необходимые компоненты по средним и даже низким ценам).

Для кого штрафы?

Еще одним очень спорным вопросом являются расстояния от социальных объектов до мест торговли алкоголем. Представители бизнеса в один голос заявляют, что изменения расстояния в сторону увеличения повлекут за собой экономические последствия: потерю рабочих мест в случае закрытия магазина из-за низкой рентабельности, снижение поступлений в бюджет, которые идут в виде налогов, а также отчислений от продажи лицензий. У органов местного самоуправления есть право лишь установить само расстояние, а то, как его определять, уже урегулировано федеральными законами. Именно по этому поводу уже очень длительное время идут споры между предпринимателями и муниципальными администрациями: и расстояния были разными, зачастую совсем уже неприличными, да и методика иногда не соответствовала законодательной обоснованной. В сентябре 2016 года в Оренбурге отменили постановления городской администрации о минимальном расстоянии, на котором запрещена продажа алкоголя. Областной суд решил, что действующие запреты не соответствуют постановлению правительства РФ. Однако новое постановление до сих пор не принято.

К слову, какие-либо данные, свидетельствующие об эффективном воздействии этой меры на снижение потребления алкоголя, в целом по стране отсутствуют.

Максим Скивко, председатель профсоюза работников малого и среднего предпринимательства Оренбурга считает, что бороться надо с потреблением алкоголя, с алкоголизмом, как с социальным явлением, а не с предпринимателями, которые занимаются бизнесом: «Запреты на продажу приводят к тому, что доля контрафактного алкоголя все увеличивается и увеличивается, а доля легального алкогольного бизнеса уменьшается. Власти надеялись на то, что, например ЕГАИС поможет в этом вопросе. Мы видим, что не случилось. Взялись выстраивать препоны для предпринимателей в виде увеличения границ от социальных объектов, люди вынуждены закрывать магазины. Правила меняются каждые пару-тройку месяцев. Причём, посмотрите, по статистике, якобы Оренбургская область с потреблением алкоголя около 4 литров на душу населения - один из самых трезвых регионов по стране, притом, что по России эта цифра составляет 10-12 литров на человека. Так эта видимость только, потому что учитывается как раз легальный алкоголь, а у Оренбуржья одна из самых больших проблем - контрафактные напитки из Казахстана».

В Московской области в настоящее время произошла максимальная либерализация законодательства по регулированию торговли алкоголем. Такие меры не привели к ухудшению социальной обстановки, а вот поступления в бюджет увеличились.

А самым поразительным является вообще отношение государства к незаконным торговцам алкоголем. Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (не говоря уже о зарегистрированном юридическом лице), вообще находятся вне поля юридической ответственности, вне юрисдикции контролирующих органов. В отношении них невозможно провести проверку и наложить штраф. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах