Сфера государственных закупок всегда вызывала живой интерес общественности. Скандалы, связанные с покупками дорогих автомобилей и предметов роскоши под видом крайней необходимости якобы для обеспечения эффективной работы органов государственной власти, всегда находятся в центре внимания граждан.
Как расходуются деньги налогоплательщиков? На что обращать внимание на сайте госзакупок, чтобы не пропустить сомнительные траты бюджета? На какие ухищрения сегодня идут распорядители казённых средств, чтобы иметь возможность использовать их не по назначению? Эти и другие вопросы корреспондент «АиФ Оренбург» задала координатору проекта Общероссийского Народного Фронта «За честные закупки» в Оренбургской области Дмитрию Болдыреву.
Задание под клиента
Евгения Чернова, «АиФ Оренбург»: Дмитрий Николаевич, на сайте госзакупок размещается огромное количество информации о конкурсах и тендерах. Как распознать в этом потоке неэффективные закупки?
- Действительно, по действующему законодательству 100% бюджетных средств должно расходоваться с применением установленных законом процедур и обязательным размещением информации о них в Единой информационной системе. На мысль о том, что закупка может быть сомнительной, обычно наводят такие признаки, как слишком сложное техническое задание или нереальные сроки исполнения заказа. Кроме того, мы встречаемся с фактами, когда в закупочной документации прописывают характеристики предмета закупки, которые никак не влияют на качество и результат того, что в итоге должен получить заказчик.
К примеру, совсем недавно вместе с журналистами мы проверяли госзакупку, которую разместила администрация Орска. Было решение купить шины для своих автомобилей. При этом в техзадании было прописано, что шины должны быть изготовлены с применением апельсинового масла. Было установлено, что данная технология производства шин используется всего лишь одним производителем в мире, а использование апельсинового масла, скорее всего, – маркетинговый ход. И возникает вопрос: каким образом заказчик собирался проверять соответствие товара техзаданию? Чтобы выполнить требования закона, для определения соответствия показателя заявленным требованиям (масло апельсина) заказчику пришлось бы привлекать экспертов и проводить лабораторные исследования. Все эти проверки по стоимости могут быть гораздо дороже, чем сама покупка. Вот вам и пример сомнительной траты бюджетных денег.
Освоить, а не применить
- В каких сферах чаще всего используют сомнительные сделки с привлечением бюджетных средств?
- Это сфера строительства и ремонта дорог, возведение и обеспечение материальной базой социальных объектов - больниц, детских садов и школ, в том числе организация питания в этих учреждениях. Печальные примеры есть и у нас в регионе. К сожалению, у нас до сих пор действует принцип, по которому денежные средства выделяют не под фактические потребности, а наоборот: потребности формируют под выделенную из бюджета сумму. Во главу угла ставится сам факт освоения средств в установленный срок, а не достижение заявленной цели по обеспечению нужд общества. Так, у всех на слуху пресловутая гостиница «Баку» в Оренбурге. Приобретённое за бюджетные средства здание на проезде Нижнем до сих пор не переоборудовано под поликлинику. Если бы просчитали изначально все риски, не получилось бы так, что более 200 миллионов потраченных рублей уже пять лет не приносят людям никакой пользы.
Другие примеры. Уже несколько лет не могут достроить здание поликлиники в Тоцком, а детский сад - в селе Заглядино Асекеевского района. А сколько дорогостоящего высокотехнологичного медицинского оборудования простаивало в муниципальных больницах просто потому, что на нём некому было работать? У нас часто тратят деньги ради того, чтобы их потратить. Все примеры, приведённые выше, показывают, что бюджетные деньги часто уходят никуда. Купленные или недостроенные здания ветшают, не выполняя цели, ради которой приобретались – работать на благо людей. А деньги должны работать, должны давать результат, а не просто осваиваться. Именно поэтому сейчас общественность поставила цель не просто выявлять неэффективные закупки, но и следить за тем, чтобы каждый бюджетный рубль работал на результат, а именно - на повышение качества жизни граждан нашей страны.
Нет - барьерам
- К слову, общественный контроль весьма результативен. Сегодня практически не слышно о покупке дорогих машин или золотых унитазов…
- Отчасти да. Но общественность не может подменить собой государство. Да, мы выявляем случаи неэффективной траты бюджетных средств, передаём информацию правоохранительным органам, привлекаем прокуратуру, но дальше должны работать они. Порой действительно достаточно просто привлечь внимание общества к проблеме, чтобы она решилась. Например, мы засомневались в целесообразности проведения реконструкции старого здания для областного архива стоимостью свыше 470 миллионов рублей, - такова была начальная цена на электронном аукционе. Но ведь проще возвести новое здание, чем существующее подгонять под определённые параметры. К нашему мнению прислушались, закупка была отменена, а Счетная палата провела проверку и выявила значительные нарушения в реализации этого проекта. Но когда деньги уже потрачены, работать должны другие структуры. И сегодня налажено взаимодействие экспертов нашего проекта с прокуратурами районов городов и области, следственным комитетом, УФАС, МВД, ФСБ. Эта работа приносит свои плоды, по результатам обнародованной информации проекта о нарушениях в закупках возбужден ряд резонансных уголовных дел.
Другой вопрос, что те же дорогие иномарки сейчас закупают не открыто, как раньше. Мы уже сейчас видим новые схемы, когда к таким закупкам привлекают различные организации, у которых имеется доля в уставном капитале регионального правительства и муниципалитетов, которые по Закону №223-ФЗ могут проводить закупки у единственного поставщика.
Ещё больше коррупционных моментов в системе, которая скрыта от глаз общественности. Так, сейчас по закону некоторые закупки у единственного поставщика стоимостью до 100 тысяч рублей, а в ряде случаев – до 400 тысяч рублей, - заказчики не обязаны размещаться в ЕИС на сайте госзакупок. Как заключаются и исполняются данные контракты и договора, не известно никому, кроме ограниченного круга хозяйствующих субъектов. Но в ряде регионов смогли исправить и эту ситуацию, создав так называемые электронные магазины или региональные биржи, на которых размещается вся информация о таких закупках и исполнении договоров, контрактов. Доступ к ним также есть у любого поставщика.
Я считаю, что бороться с рисками в сфере госзаказов только карательными мерами неэффективно. Необходимо лишать недобросовестных поставщиков и заказчиков коррупционного поля. Это позволит минимизировать устойчивую связь заказчика с поставщиками и подрядчиками. Чем меньше у заказчика возможности влиять на допуск бизнеса к закупкам, тем меньше желания у бизнеса вступать в коррупционные соглашения. И самое главное - чиновник не может заниматься коррупцией только потому, что имеет доступ к бюджетным средствам. Всегда существует вторая сторона, которая предлагает ему определенные блага за создание преференций. И этой стороной выступаем мы с вами. Общество должно помнить, что коррупцию побеждают люди.