Примерное время чтения: 10 минут
583

Чем опасен лед? Как спасти себя и помочь другим, когда беда на воде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ в Оренбуржье 27/11/2019
Нужно знать, как спасти себя и помочь другим, когда случилась беда на воде.
Нужно знать, как спасти себя и помочь другим, когда случилась беда на воде. / Анна Левина / АиФ

Учебно-методической центр по ГО и ЧС Оренбургской области посетили третьеклассники школы №8. Главными темами занятия стали правила поведения на льду и способы спасения, ведь зимой водоемы также опасны, как и летом.

Чем полезны сказки?

Чтобы ребята не заскучали, для них провели лекцию в необычном формате. О том, что бывает, если ступить на неокрепший лед, школьникам рассказали герой короткометражных мультфильмов. Зверята из «Смешариков» и «Волшебной книги» объяснили, чем опасны ледовые переправы и почему кататься на коньках нужно только в строго определенных местах. Потом школьники стали участниками спектакля.  По сюжету сказки  у девочки на замерзшую реку укатились санки, не проверив крепость ледяного покрова, она ступила на лед и провалилась в полынью. К счастью, неразумную бедняжку спасли вороны, которые ее пожурили и объяснили, что она сделала неправильно.

Веревка поможет спасти жизнь утопаюшего
Веревка поможет спасти жизнь утопаюшего Фото: АиФ/ Анна Левина

В классе подготовки спасателей ребята узнали о способах реанимации утонувших и попытались отработать необходимые навыки на манекенах. Многие школьники сами захотели попробовать свои силы, но оказалось, что для спасения человека нужно учитывать много нюансов, важны и знания, и физическая подготовка.

 «Подача информации для детей и взрослых отличается. Для школьников мы показываем мультфильмы, ставим сказки, в более мягкой форме демонстрируем страшные происшествия, - сказала заместитель директора – начальник учебного отдела УМЦ Ирина Фуксова. - Все, что узнали  ребята, несомненно, пригодится им в будущем. Сегодня – с уверенностью могу сказать - мы заложили очередной кирпичик в их фундамент знаний из области безопасности. Очень много примеров, когда после уроков ОБЖ,  рассказов родителей, экскурсий в МЧС дети правильно вели себя в опасных ситуациях. О правилах безопасности несовершеннолетним нужно напоминать постоянно, да и взрослым тоже».

Что понравилось детям?

Все школьники очень внимательно случали преподавателей и с радостью участвовали в активностях. После занятия они рассказали о своих впечатлениях.

«Оказалось, я очень мало знала о правилах поведения на воде. Кое-что из услышанного для меня было совершенно новым. Мне и до занятия родители рассказывали, что можно, что нельзя делать, но здесь я узнала намного больше. Объясняли все интересно. Понравилось, что показывали мульки», - поделилась Ксюша Трапезникова.

Все школьники очень внимательно случали преподавателей и с радостью участвовали в активностях.
Все школьники очень внимательно случали преподавателей и с радостью участвовали в активностях. Фото: АиФ/ Анна Левина

«А мне понравилось, как нас учили оказывать помощь пострадавшим.  Это может пригодиться, но не хотелось бы попадать в такую ситуацию. Если человек все же будет тонуть или провалится под лед, думаю, я смогу ему помочь», -  рассказала Катя Романова.

«Мне интереснее было смотреть, чем участвовать. Самое полезное, что узнал -  всегда нужно проверять лед, брать с собой отвертки или гвозди. Как вести себя на пожаре мне папа рассказывал, а про это не знал», -  признался Семен Щетинин.

«В этом году произошло три несчастных случая на воде, в которых погибли дети. К предыдущие года это происходило гораздо чаще. Пик гибели детей приходится на лето, но зимний период тоже опасен. Детей нельзя оставлять на  льду и вблизи водоемов без присмотра. Если дети предоставлены сами себе, находятся без сопровождения взрослых, то может привести к несчастному случаю, - отметил главный государственный инспектором по маломерным судам Оренбургской области Юрий Щетинин. - На наших занятиях мы воспитываем в детях культуру безопасности, закладываем им так называемый код безопасности, что особенно важно в период становления, формирования личности». 

Какой лед опасен?

Прочный, безопасный лед - прозрачный, синеватых или зеленоватых оттенков, толщиной не менее 10 сантиметров, белого цвета - вдвое слабее прозрачного. Самый опасный лёд матово белый или с желтоватым оттенком. Лед всегда слабее вблизи берега, топляков, больших камней, свай, причалов, кустов и под мостами.

Что делать на льду?

- всегда проверяйте его крепость. Для простукивания нужно использовать длинную палку, но ни в коем случае не ногу. Если послушалось потрескивание или лед начал трескаться осторожно ложитесь и ползите к берегу обратно или отойти скользящими шагами по своему же следу .

- если на лед вышли группой, держитесь друг от  друга на расстоянии 5 -6 метров

-  рюкзак повесьте на одно плечо, так вы сможете быстрее его скинуть

- на замерзший водоем  нужно взять с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом, это приспособление поможет вытащить провалившегося  в воду товарища. Также могут пригодиться грозди или пара отверток для выкарабкивания из полыньи, для этого сгодятся ключи и другие острые предметы.  

Самый лучший способ не попасть в происшествие – не выходить на лед!

Если человек в воде?

Советы тонущему:  не паникуйте, не делайте резких движений,  держитесь за край льда, раскинув руки в сторону, зовите на помощь. Удерживайте тело в горизонтальном положении, а голову над водой. Скиньте тяжелые вещи. Осторожно налягте на край льда и попытайтесь вытащить из воды вначале одну, а потом вторую ногу. Если удалось выбраться из воды, медленно ползите к берегу с той стороны, откуда шли.

Советы очевидцу: позвоните спасателям по номеру 01,101, 112. Найдите длинную палку, доску или веревку (можно использовать шарф, ремень или одежду). Ползком доберитесь до полыньи, широко расставляя руки и ноги, и протяните, киньте средство спасения. Между вами и провалившимся должно быть расстояние 3-4 метра. Осторожно вытяните провалившегося. Ползите или перекатывайтесь к берегу.

Как реанимировать?

Утопление бывает «синее» и «белое». Общие действия - уберите все лишнее изо рта ( водоросли, песок и т.п.), перекиньте пострадавшего животом через колено, так чтобы голова была ниже туловища, надавить на грудную клетку, вода должна начать вытекать из человека, вызовите рвотный рефлекс, надавив на корень языка. Пострадавшего вырвало, он задышал, возможно появился кашель, есть пульсация – значит человек жив (продолжайте выводить воду). Если  не помогло – вероятно наступила клиническая смерть (нет пульса, нет дыхания, зрачки расширены и не реагируют на свет). Дальнейшие действия будут зависеть от типа утопления.

«Синее»

У человека, которого достали из воды, кожа синего цвета, губы фиолетового оттенка, изо рта может выделяться пена розоватого цвета. Значит тонувший активно пытался спастись, но сильно наглотался воды. При этом быстро начинается кислородное голодание. Время на спасение после утопления –  в среднем 4-6 минут.

- переверните пострадавшего на спину, уложить на ровную поверхность, освободите от сдавливающей одежды. Запрокидываем человеку голову , так что бы дыхательные пути распрямились. Зажмите утонувшему нос, откройте его рот. Начинайте проводить искусственную вентиляцию легких ( желательно через тряпочку): своими губами плотно обхватываем губы пострадавшего,  сделайте два сильных вдоха, но так чтобы у человека не порвались легкие. Нужно дать возможность воздуху выйти из легких.

- Потом приступайте к непрямому массажу сердца.  Встаньте на колени сбоку пострадавшего, найдите мечевидный отросток, расположите одна на другой ладони по центру грудной клетки потерпевшего немного ниже ее середины.  Не касайтесь ребер пальцами! Всем весом тела с прямыми руками продавливайте грудь на 5 см. Нужно делать 100 и более нажатий в  минуту, на 2 вдоха приходится 30 компрессий. Продолжайте до приезда скорой помощи.

«Белое»

Кожа утопающего человека белого цвета, у него плотно сжаты губы. Чаще всего такое состояние у человека возникает, когда он попадает в холодную воду: у него происходит спазм, смыкаются дыхательные пути, вода в большом количестве не успевает попасть в органы дыхания и желудок. Время на спасение после утопления  – в среднем 10 минут, однако были случаи, когда людей при «белом утоплении» реанимировали через 40 минут.

- Начните реанимацию: массаж сердца и искусственное дыхание. Если рот плотно закрыт, нужно нажать на подбородок или воспользоваться ложкой. Если рот открыть не удалось, сосредоточитесь  на надавливаниях: их нужно делать быстро, сильно и ритмично. Делайте так до появления признаком жизни или приезда скорой помощи.

Важно

Чтобы удались воду из легких ребенка, нужно аккуратно перевернуть его вниз головой и держать за ноги. Новорожденным детям непрямой массаж сердца проводят одним пальцем, грудным детям — двумя пальцами, детям постарше — одной ладонью.  Обязательно нужно вызвать скорую помощь! Даже если нет симптомов, что ребенок наглотался воды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах