aif.ru counter
714

Великая война и подвиг в картинах художника-фронтовика Владимира Тельнова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. "АиФ в Оренбуржье" 20/03/2015 Сюжет К 70-летию Великой Победы

Он ушёл из жизни в 1998 году, но продолжает жить его бесценное наследие - десятки картин, более сотни графических рисунков и зарисовок, выполненных на привалах между кровавыми боями за Родину.

В канун 70-летия Великой Победы оренбуржцы смогли увидеть уникальные работы Владимира Афанасьевича из личного архива, предоставленные его семьёй для экспозиции в музее Оренбургского госуниверситета. Об истории этой коллекции и легендарном дедушке рассказывает его внучка, Алевтина КУРБАТОВА.

Пекло Сталинграда

- Дедушка родился в 1924 году в селе Потьма Ртищевского района Саратовской области. Вскоре семья перебралась в Сталинград, где Владимир Афанасьевич учился в художественном училище, но закончить его не успел - грянуло лето 1941-го… Училище закрыли, а студентов отправили на тракторный завод, собирать легендарные танки Т-34. Прямо с ворот завода они уходили на фронт…

Дед собственными глазами видел ужасы осады Сталинграда, почти стёртый с лица земли город, отчаянную отвагу наших солдат и горящую от разлившейся нефти Волгу. Как он сам позже рассказывал, это произвело на него колоссальное впечатление - и именно эти эмоции он смог выразить после Победы на гигантском панно в музее обороны города, над которым работал почти год.

А тогда, после года работы на СТЗ, Владимира Афанасьевича призвали на фронт, в роту связи в составе 4-го Украинского фронта. После Сталинграда, когда наши войска обратили в бегство армию Гитлера, дедушка освобождал города и хутора Украины, дошёл до Праги.

И всю войну, на коротких привалах, в часы затишья он старался запечатлеть то, что видел и чувствовал. Лист бумаги, огрызок графитного карандаша, а зачастую - и просто уголёк от старой головешки - так родилось большинство его набросков, позже на базе которых он писал уже полноценные картины маслом. Он сам вспоминал позже, что, доставая грязные, полуистёртые рисунки и начиная полотно, нередко по нескольку дней и даже недель не мог вернуться к работе - душили слёзы. Ведь с тех фронтовых листков на него смотрели боевые товарищи, навсегда оставшиеся на безымянных высотах, не вернувшиеся с разведзаданий, пожертвовавшие собой ради мирного неба над головой их внуков и правнуков…

Фото: Из личного архива/ Владимир Тельнов

Подвиг связиста

Владимир Тельнов получил высокие фронтовые награды - орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие. Он часто вспоминал ту боевую операцию, за которую получил свой первый орден. Его батальон получил приказ - атаковать и захватить укреплённые позиции гитлеровцев. Но враг хорошо окопался, и был защищён миномётной батареей. Молоденький комбат понимал - атаковать фашистов «в лоб» - значит, положить людей, будут огромные потери. И он принял убийственное решение: отправить на высоту солдата Тельнова с приказом: махать каской, привлекая внимание врага. Фашисты тогда подумают, что главное направление атаки придётся со стороны возвышенности, а в это время батальон сможет обойти позиции и ударить с другого фланга.

Приказ был страшным, и дедушка понимал, что вернуться живым у него вряд ли получится. Но выхода не было - и он полез на холм. Как только гитлеровцы заметили его, тут же по вершине был открыт ураганный огонь из миномётов. Холм буквально «срезало», но военная хитрость удалась - под шум канонады батальон атаковал врага там, где наших солдат не ждали.

Владимиру Афанасьевичу же чудом удалось спастись: его не зацепил ни один осколок, но взрывной волной швырнуло на склон. Он смог уползти и спрятаться, хотя и получил лёгкую контузию…

Были и другие подвиги, в частности, художнику пришлось десять часов просидеть в болоте, в ледяной воде, спасаясь от обстрелов и соединяя кабель связи батальона. Однополчане вытащили его из болота уже полуживого, закоченевшего и почти без сознания. Но связь исправно работала!

Фото: Из личного архива/ Владимир Тельнов

Освобождённая Европа

Примечательно, что в картинах художника непосредственно боевой, батальной тематики сравнительно немного. Владимир Афанасьевич не очень любил вспоминать о самих войсковых операциях. Гораздо больше запечатлено моментов на привалах, на отдыхе, в скромном солдатском быту. Именно так появились такие его работы, как, например, «Фокусник», где танкист показывает товарищам простенький фокус с яйцом.

Весьма интересна и картина художника под названием «Русские не помнят зла!» (см. иллюстрацию). На ней видно, как наши солдаты угощают хлебом пленных немцев. Вообще по воспоминаниям деда, к концу войны и сами бойцы, и местное население уже довольно снисходительно относилось к врагу, к нему не было ненависти. Кое-где оборванных, отощавших немецких солдат, совсем юных мальчишек, было даже жалко. Они шли умирать за нацистскую идею, но, оказавшись на линии фронта, постепенно понимали, что «на той стороне» - не недочеловеки, как им рассказывала геббельсовская пропаганда, а такие же молодые ребята. И эта разница, по словам художника, резко бросалась в глаза, в том числе и европейцам, которых освобождали советские воины. Русские действительно не помнили зла, в них не было той звериной агрессии к «недостойным народам», какая отмечалась у фашистов. И наших ребят в Праге действительно встречали цветами, действительно считали их освободителями.

Так что, кто бы ни пытался теперь переписать историю - но именно наши деды спасли Европу от чумы фашизма. И картины Владимира Тельнова - ярчайшее тому подтверждение.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах