2021 год объявлен в стране Годом науки и технологий. 8 февраля учёные отмечают своего рода профессиональный праздник. Когда-то страна славилась своими научными разработками, которые отправили человека в космос, укротили опасные вирусы и заставили атом работать в мирном русле. Что мы имеем сегодня?
Как развивается научная база и научное сообщество в стране и регионе? Что делать, чтобы «подружить» бизнесменов и учёных? Должно ли высшее образование быть доступным для всех? Ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с победителем трека «Наука» всероссийского конкурса «Лидеры России» в 2020 году, доктором наук, проректором по научной работе Оренбургского государственного аграрного университета Вадимом Герасименко.
Горизонтальные связи
Евгения Чернова, АиФ Оренбург: Вадим Владимирович, в конкурсе «Лидеры России – 2020» вы стали победителем, в треке «Наука». Для чего вам, учёному, ставшему одним из самых молодых докторов наук в стране, такие конкурсы?
Вадим Герасименко: Когда-то я, и правда, был одним из самых молодых докторов наук, но время идёт, уверен, что сегодня этот статус получают те, кто гораздо моложе, чем я в тот период. Успешная работа укрепляет веру в то, что ты действительно умён, но такие конкурсы дают понять, что в стране огромное количество молодёжи, которая ушла далёко вперёд. Становится ясно, что в науке нельзя останавливаться, важно расти и работать над собой постоянно.
Победа в специализации «Наука» на конкурсе управленцев «Лидеры России» – счастливая случайность, открывающая новые возможности. Общение с наставником, которым в моём случае стала ректор Московского института стали и сплавов Алевтина Черникова, и его доверенным лицом – это получение индивидуальных рекомендаций для развития моих необходимых деловых качеств и навыков и более эффективное их применение в области науки и образования, и просто приятное человеческое общение, которое, надеюсь, продолжится в будущем. Это хорошая возможность для выстраивания горизонтальных связей между вузами регионов и столицы, их обмен навыками помог наладить в том числе и дистанционную работу со студентами. Такого опыта практически не было в стране до пандемии, каждый сам искал выход, и многим есть, что рассказать об этом коллегам.
На всё готовое
– Вы общались с коллегами на конкурсе, кроме того, являетесь экспертом Национального аккредитационного агентства в сфере образования и участвуете в аккредитации вузов России и за рубежом, а значит, видите немало институтов и университетов. Как, по вашему мнению, сегодня «чувствует» себя российская наука?
– Наука у нас в хорошем состоянии, но дискретна. По сути, в стране несколько научных центров, которые действительно являются передовыми. Это, в первую очередь, Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. Регионы, и это не только Оренбург, сильно отстают от того, что сегодня предлагают эти центры. У них совершенно другой уровень не только образования, но и научной практики, разработок, внедрения своих продуктов в реальную экономику. Недаром именно новосибирская лаборатория первой дала стране вакцину от коронавируса. Понятное дело, что и финансирование там на совершенно другом уровне.
Региональные вузы, в частности оренбургские, это базы, на которых упор делается на развитие прикладной науки, у нас почти не ведутся фундаментальные исследования. Но даже практические разработки далеко не всегда удаётся внедрить в реальный сектор экономики. Порой это происходит потому, что редкий провинциальный вуз имеет базу для того, чтобы предложить тому же бизнесу инновации «под ключ». К примеру, мы можем разработать технологию обработки почвы, но у нас нет базы, чтобы изготовить необходимое оборудование – плуги и бороны из определённой стали или определённой конструкции. Региональным вузам важно выстраивать взаимодействие между собой, чтобы решать такие вопросы, но пока это не урегулировано на юридическом уровне. Эту проблему должен решить новый национальный проект «Наука и университеты».
Растить своих
– Вы не раз говорили о том, что в Оренбуржье должен появиться свой опорный вуз, для поднятия региональной науки на новый уровень. Что это значит и как это поможет изменить ситуацию?
– Опорный вуз – это учреждение в регионе, которое способно конкурировать со столичными университетами. Оно помогает обеспечить региональный рынок труда высококвалифицированными научными и профессиональными кадрами. Опорные вузы могут рассчитывать на несколько другое финансирование из бюджета, а, следовательно, совершенствовать материально-техническую и экспертную базу для новых исследований и разработок. Сегодня по стране более 30 подобных учреждений, но в Оренбуржье ничего такого нет. Я считаю, мы могли бы стать хорошим химическим кластером научного сообщества. Область богата углеводородными месторождениями, у нас есть перерабатывающие предприятия в Оренбурге, Орске и Новотроицке. Опорный вуз – это не всегда конкретный университет, часто это именно объединённые региональные вузы, работающие в одном направлении. Такое вполне возможно и у нас. ОГАУ готов стать драйвером научно-технологического развития региона и объединять под своё крыло всех заинтересованных.
– А что с кадрами? Растит ли страна и область собственных Илонов Масков? И не привела ли популяризация высшего образования в начале 2000-х к его обесцениванию?
– Молодёжь сегодня очень смелая, идей много, и все они – не фантастика, вполне рабочие проекты. Их реализация чаще всего упирается именно в финансирование: государство физически не может поддерживать средствами все проекты, а инвесторы в большинстве своём не готовы вкладываться. Всё это мы уже обсуждали выше.
Нужно ли высшее образование всем? Честно скажу, я не знаю. Да, его доступность повлияла на ценность самого диплома. Но как это изменить? На западе высшее образование доступно всем, но получить его можно только за деньги. Кроме того, в вузы принимают любого, а выпускают единицы, и если у тебя там есть диплом, значит ты точно специалист высокого уровня.
Что касается нас, то сегодня стране остро нужны специалисты технических и инженерных направлений. Возможно, поступление на такие факультеты нужно сделать более доступным. Но здесь ещё есть вопрос, как привлечь выпускников в реальную экономику, чтобы диплом не был просто бумажкой, лежащей в столе без надобности. Много говорят о том, что нужно вернуть распределение, или ещё каким-то образом заставить тех, на чьё образование государство потратило деньги, отработать по полученной профессии какой-то срок. У меня нет готового рецепта, как решать эту проблему, но работать над ней надо как на уровне региона, так и на уровне всей страны.