Примерное время чтения: 8 минут
705

Посол географии. Что нового можно увидеть на карте мира?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ в Оренбуржье 31/08/2016
Алексей Уржумов всегда старается удивить учеников.
Алексей Уржумов всегда старается удивить учеников. Из личного архива

О том, что интересного можно узнать на уроке географии, что происходит с этим предметом в современной школе и что хорошего даёт ЕГЭ, говорим с Алексеем Уржумовым, учителем географии Губернаторского многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей Оренбуржья, победителем областного конкурса «Учитель года - 2016».

«Зацепить» ученика

Евгения Чернова, «АиФ Оренбург»: Алексей Александрович, почему именно география?

Алексей Уржумов: Сколько себя помню, всегда был увлечён географией. Начало этому положили мои родители. Мама принесла с работы списанную в связи с распадом соцблока политическую карту мира. Размер карты был довольно большой. Я её расстилал на полу, а отец мне задавал искать различные объекты, так что, где находится атолл Суворова, я узнал в достаточно юном возрасте. Всю свою жизнь я стараюсь углубить и расширить полученные знания. А некоторое время назад, когда пришёл в образовательное учреждение в качестве педагога, начал ими делиться.

- Как вам удаётся заинтересовать учеников в своём предмете?

- В нашем лицее учатся дети, которые по уровню знаний отличаются от среднестатистических. Они наперёд знают школьную программу, поэтому им будет просто неинтересно слушать меня, если я буду рассказывать им что-то по учебнику. Они давно это сами прочитали. Поэтому я ищу какие-то интересные и необычные факты из географии, чтобы удивить учеников, сохранить их внимание на уроке. На подготовку к одному уроку у меня обычно уходит часов шесть. Но пока мне удаётся находить факты, которые «цепляют» детей, и они не теряют интерес к предмету.

- Но чем можно удивить на географии? Ведь горы и моря не меняют своего положения.

- Я специализируюсь на экономической и социальной географии мира, где всё меняется очень быстро. Я готовился к уроку по Аравии, но на выходных перед уроком умер король этой страны. Пришлось рассмотреть факторы, которые теперь изменят ситуацию в стране, как будет править новый король, к чему это приведёт. Здесь же и сланцевая революция, в нефтедобыче, которая также серьёзно повлияла на мировую экономику и экономику большинства стран. Опять же, это случилось не так давно, и детям нужно это объяснять.

Как бы не казалось, что физическая география не развивается, это на самом деле не так. Это легко увидеть, проезжая по нашей области. Специалисты ОНН относят территорию нашего региона к зоне перспективного опустынивания. Если дальше будет повышаться температура, а у нас станет на одну травинку на квадратном метре меньше, то со временем Оренбургская область может стать пустыней. Это страшно, но об этом надо знать как раз тем детям, которые сегодня учатся в школе, ведь завтра им придётся жить в этих условиях. В любом разделе географии можно найти то, что ещё не получило широкую огласку. Особенно это касается моментов, когда изучаем разные страны. Здесь и язык, и культура, и известные люди - всё это обычно очень интересно детям.

Дети должны идти в школу с радостью.
Дети должны идти в школу с радостью. Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Понимать изменения

- Получается, что география - своего рода концентрат самых разных знаний?

- Это именно то, что я попытаюсь донести на всероссийском конкурсе «Учитель года». Я считаю себя своего рода послом географии, поскольку в последнее время мои коллеги не добивались высоких результатов на этом конкурсе. Обычно на вопрос, зачем в школе нужна география, мы слышим простой ответ - чтобы знать, где и что находится. На самом деле мы формируем у детей географическое мышление – своеобразную взаимосвязь всех компонентов природной среды. У нас есть почва, ветер и заводы, которые сегодня работают и вносят свою лепту. Есть информационная среда с Интернетом и доступом к любой информации. Мир меняется мгновенно, а географическое мышление помогает понимать все эти изменения. Предвидеть из и реагировать на них заранее. Мы учим тому, что всё едино и взаимосвязано. Нельзя просто срубить дерево и думать, что от этого ничего не изменится. Нельзя бесконечно распахивать поля, добывать полезные ископаемые, просто выкидывать мусор. Сегодня человечество достигло некоего своего пика, возможно, что дальше нас ждут экологические катастрофы. И дети должны понимать, что они будут жить в этом мире, что рыбы на них может не хватить, что у них, возможно, не будет леса, что животные из детских раскрасок будут восприниматься как вымышленные существа.

Реклама для учителя

- В последнее время к географии стали проявлять интерес на государственном уровне…

- Я рад, что сегодня в нашей стране всё больше внимания уделяют географии. Буквально в октябре должна быть приняла новая концепция географического образования, которая призвана изменить отношение к нему в школе, чтобы привлечь внимание общественности, сегодня география в школе переживает мощнейший кризис.  В этом году в области ЕГЭ по этому предмету сдавало порядка 80 человек, это последнее место среди школьных дисциплин. Если принять обычную меру, которая была 10 лет назад, когда экзамен по географии был обязателен для тех, кто идёт на экономические специальности, это изменит отношение к предмету. А зачем нам экономисты, которые умеют считать, но ничего не знают о своей стране? То же самое касается и специалистов по международным отношениям, которые сдают экзамены по английскому, но не по географии. Этот вопрос впервые пару лет назад подняли в МГИМО. Там поняли, что им нужны люди с мышлением, а не со знанием иностранного. Сейчас там постепенно вводят вступительные испытания по географии. Уже сегодня по стандарту география в старшей школе - это предмет по выбору. Следовательно, если не будет интереса к предмету на уровне общественности, мы просто потеряем дисциплину.

Учитель должен находить то, что «цепляет» детей.
Учитель должен находить то, что «цепляет» детей. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

- Что нужно сделать, чтобы повысить интерес молодёжи к профессии школьного учителя?

- В первую очередь, поднять зарплату. Я однажды просто посчитал, потребности скольких людей удовлетворяет футболист местного клуба. Если на матче присутствует 5000 человек, играют они раз в две недели дома по два часа. На поле их 22 человека плюс запасные, итого - порядка 30 человек. Я веду 6 уроков в день, в классе сидит по 30 человек, и я даю эти уроки каждый день. Если все эти данные поделить на эффективность .то ополучим ,что я удовлетворю потребности большего количества людей. я понимаю, что учитель никогда не будет получать столько же, сколько футболист, но вопросы зарплаты стоят довольно остро.

Кроме того, нужно улучшать имидж учителя. Человек, который не работал в школе, никоглда не поймёт, какое это счастье - работать в школе. Не каждому дано видеть, как рождаются новые граждане нашей страны, но этим и не завлечь. Нельзя сказать: «Приходите в школу, и вы увидите чудо рождения нового человека», хотя на самом деле так и есть. Мало кто понимает, что именно в школе воспитываются граждане нового государства, но сделать это рекламной вывеской не получится.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах