aif.ru counter
204

Из крайности в крайность. Педагог - о школе, вузе, ЕГЭ и профориентации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Оренбуржье 11/07/2017
Валерий Христофоров / АиФ

О ЕГЭ, сельской школе, профориентации и креативном подходе в образовании корреспондент «АиФ Оренбург» побеседовал с заведующей кафедрой общей педагогики, заслуженным деятелем науки РФ Валентиной Рындак.

Осознанный выбор

«АиФ Оренбург», Людмила Максимова: Вы много лет работаете со студентами, могли бы вы ответить, как изменяется уровень подготовки абитуриентов с течением времени? С каким багажом знаний в университет приходят нынешние студенты?

Валентина Рындак: За последние три года наши наблюдения подтверждают, что студент приходит в вуз несколько другой. Нынешние студенты начинают понимать, для чего они поступают. Думаю, развитие самости сегодня самое главное направление вуза, потому что тогда и появляется уверенность в том, что я учусь для себя и стараюсь для себя, потому что мне это необходимо в будущем. Студенты сегодня заинтересованы исследовательской работой, они поняли, что это развивает гибкость ума, помогает учиться быть аналитиками.

Бытует мнение, что ЕГЭ побуждает ученика учиться менее основательно. Однако за последние три года уровень знаний абитуриентов поднялся. В области увеличилось число медалистов и «стобалльников». Однако несколько другая ситуация на селе. Там не хватает кадров. Кроме того, сельскому учителю часто приходится совмещать преподавание нескольких предметов. Не знаю, пройдёт ли когда-нибудь это явление. Хотя на селе сейчас тоже идёт повышение уровня знаний.

Думаю, что мы не до конца разобрались в ситуации с ЕГЭ. Единый госэкзамен имеет свои плюсы и минусы. В частности, он создал институт репетиторства. Репетитором должен становиться только профессионал, компетентный в своей области человек. Но мы наблюдаем следующее явление: один репетитор заинтересован в углубленном изучении предмета с учеником, а другой только тем, чтобы ученик смог ответить на вопросы теста, и «натаскивает» его именно на такое отношение к образованию.

Не только физик, но и лирик

- Нередко от учителей приходится слышать, что школьники относятся к учёбе слишком практично, в частности, считают предметы, которые не собираются сдавать, необязательными.

- В отечественном образовании с советских времён складывалась такая ситуация, когда каждый предмет считался самым главным. Если ученик математические науки осваивает на отлично, значит, оценки по филологическим наукам мы можем как-то подтянуть. Это совершенно неправильное явление. Сегодня каждый ученик осваивает то поле, которое ему необходимо для его будущей профессии, но тогда появляется большой вопросительный знак. Один ученик заканчивает школу и знает, кем он будет, а другой и в 11 классе всё ещё сомневается и мечется, какой путь выбрать для себя. Профориентационная работа должна быть возобновлена на достаточно высоком уровне, чтобы помочь каждому ученику реализовать своим возможности, сделать осознанный выбор. Два десятилетия назад эта работа была хорошо организована. Сегодня это путь, который инертно возвращается. Однако возрождаются педклассы. Совсем недавно мы заключили договор с Саракташом, Оренбургом, и в области тоже решаем этот вопрос. На каникулах со всех школ района будет собираться по 15-20 ребят, с которыми будут работать учителя-предметники, преподаватели педуниверситета. Задача таких классов дать основы педагогической профессии, показать трудности и пути их преодоления, чтобы потом они не испугались, когда переступят порог вуза.

Что такое педагогика? Наука, в которой мы бросаемся из крайности к крайности. Были ведь педклассы, но 30 лет их уже нет. Мы же понимаем, что это была ошибка, заблуждение, большая потеря. А сегодня мы возвращаем это, потому что понимаем, что на этапе выбора надо помочь ребёнку - углубить понимание той профессии, которую он выбирает. Думаю, это как раз привлечёт в педуниверситет студента с более осознанным выбором.

- В сферу ваших научных интересов входит вопрос креативности педагога. Хватает ли креативности сегодня в школе? Возможно ли это делать с учётом загрузки учителя?

- Креативное направление - одно из направлений моей научной школы. Издана монография «Педагогика креативности», защищены кандидатские диссертации. Что такое креативность? Это созидание нового, неординарного, что рождает новое мышление, формирует свой взгляд на событие… Во-первых, природу ребёнка никто не изменит, а каждый ребёнок от природы является творческой личностью. Начиная с домашнего очага, в детсаду, во дворе, где бы дети ни были, они творят. Интерес к творческой деятельности никогда не затухает у ребёнка. А вот создаются ли учителем условия к развитию этого интереса? Надо помочь ребёнку понять и внушить, что он может быть не только физиком, но и лириком, учить созидать, а не просто прозябать на этой земле. В этом святая обязанность любого педагога. При таком подходе учителя у ребёнка пробуждается интерес к знаниям. Чтобы просто завинтить винтик, одно знание нужно, чтобы его красиво оформить, нужен уже другой поворот мысли, иное отношение к делу.

Любить каждого

- Часто от учёных можно услышать, что наука плохо финансируется.

- Гуманитарное направление очень слабо финансово поддерживается. Хорошего в этом мало. На мой взгляд, нельзя бросаться из крайности в крайность, необходима золотая середина. Наверное, у государства есть первичные задачи - поднять техническое направление, промышленность. Между тем, педагогика решает множество проблем. Взять то же инклюзивное образование. Сегодня количество детей, которым нужны особые условия, увеличивается, а готовность педагогов для работы с такими детьми на нуле.

У нас постоянно что-то модернизируют, но в итоге мы топчемся на месте. Новый министр образования ведь разумные вещи говорит. Будем надеяться, что нас на самом деле услышат и увидят, наконец, те проблемы, которые обнажились в образовании. Всё надо решать вовремя и качественно. Качество обучения я коррелирую только с тем, чтобы возможности ребёнка были вовремя замечены и развивались последовательно на том уровне, который возможен для каждого ребёнка отдельно. Не нужно устраивать эстафету среди учеников - один работает в силу темперамента в одном темпе, один - холерик, другой сангвиник. Дифференцированное обучение во все времена было востребовано, в том числе и в 21 веке. Это такое обучение, когда каждому воздастся по его способностям, потребностям, темпераменту и степени развития памяти, воли, внимания. Это очень трудная задача, которая выполнима в постепенной поступательной работе. Конечно, те же педагоги не готовы к этому.

- Оправдывает ли недостаточное внимание к школьникам нагрузка учителей?

- Конечно, учителей это оправдывает, но это не должно влиять на ребёнка.

Кроме того, каждый учитель прежде всего должен быть грамотным психологом, для того чтобы оптимально решить многие проблемы в образования ученика. Но этих умений, к сожалению, сегодня учителю не хватает. Нужно научиться понимать ребёнка, уважать его как личность, независимо от таланта или поведения. Это великий труд. Без любви в нашей профессии просто не выжить. Любить каждого трудно: у того с носа течёт, тот неряха, тот нерадивый, тот хулиган. Но это же дети. Педагогическая любовь помогает ученику в полной мере реализовать свой потенциал, открыто и уверенно осваивая мир.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах