Примерное время чтения: 7 минут
285

Чем живут и на что надеются современные студенты и выпускники вузов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ в Оренбуржье" 21/01/2015
Владимир Федоренко / РИА Новости

При этом сегодня, закончив вуз, работать по специальности идёт лишь каждый четвёртый студент-«технарь» и каждый пятый гуманитарий. Остальные устраиваются, где придётся, практически никак не связывая полученное образование с реальной профессией.

О том, что сегодня из себя представляет современный студент и выпускник, каковы его устремления и желания, мы беседуем с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной психологии Оксаной КАРЫМОВОЙ.

Спрос на модные «корочки»

- Проблема трудоустройства студентов - она всё-таки экономическая или психологическая?

- Я бы сказала так: если говорить именно о трудоустройстве - то здесь, конечно, больше экономическая проблема. Если же говорить в целом о выборе специальности и высшего образования - то это, конечно, преимущественно психологический момент. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня вузы «оторваны» от реальных потребностей экономики в кадрах. Но оторваны не потому, что ректора такие недальновидные, а потому, что заказ на специалистов формирует не государство, а сами граждане, родители абитуриентов. И если они хотят, чтобы дети учились на юристов и экономистов, если есть спрос на эти специальности, то понятно, что и вузы перестраиваются под такие потребности. И наоборот - никто не будет содержать, допустим, технический факультет, на который идёт хронический недобор абитуриентов!

- Неужели молодёжь не задумывается, где она потом будет работать? Ведь всевозможных экономистов-менеджеров - пруд пруди…

- Молодёжь на самом деле - она очень разная. Я много лет работаю с ребятами и вижу, что идёт сильное расслоение в студенческой среде. Часть ребят реально уже сейчас, с 18-19 лет, просчитывает свою жизненную стратегию. Они пришли в вуз за знаниями, и им, что называется, «туфту» на лекциях не прочитаешь. Такие, поняв, что преподаватель слаб, просто второй раз к нему не придут.

Вторая часть - как раз те, кто «отсиживает пары». Они поступали на специальность под давлением родителей и общественного мнения, мол, быть менеджером - это престижно. Они искренне убеждены, что после получения диплома с лёгкостью найдут место на 35-40 тысяч рублей зарплаты. Впрочем, даже если не найдут - мама с папой всё равно помогут…

«Штучные» дети

- Вы говорили о «расколе» в студенческой среде. Разве раньше ситуация была иной?

- Да. Даже 5-7 лет назад студенты были гораздо более «однородней», гораздо меньше среди них было инициативных ребят. Потухший взгляд, потеря социальных ориентиров, жизнь по инерции… Сейчас ситуация меняется.

- С чем это связано, на ваш взгляд?

- Тут множество факторов. Во-первых, в последние год-два страна получила хорошую «встряску», последствия её нам ещё предстоит «расхлёбывать», но несомненно одно - сонный застой закончился, и молодёжь это чувствует.

Второй ключевой момент - в вузах сейчас растёт количество ребят из сёл, а там, как правило, семьи с двумя-тремя детьми и более. И разница тут - серьёзнейшая. Городские дети очень часто - «штучные», то есть в семье он один ребёнок, и стратегия родителей - дать ему всё самое лучшее. Лучшая школа, лучший вуз, самая престижная специальность… Хотя на практике ребёнок звёзд с неба не хватает и крепкий техникум - его реальный образовательный «потолок». Эта категория студентов - как раз самая проблемная в плане трудоустройства. Мама с детства внушала, что ты «самый-самый», в итоге - претензий у него масса, требований - вагон, а реальные таланты оказались не раскрытыми, «задавленными» маминым (или семейным) авторитетом. Условно говоря, из парня получился бы хороший, добротный сварщик, парень зарабатывал бы неплохие деньги, никогда не остался бы без работы (сварщики сейчас востребованы и получают немало). Но мама всю жизнь была уверена, что её единственный сын - как минимум будущий директор газзавода. В итоге вместо хорошего средне-технического специалиста получился плохой третьесортный менеджер.

Правило конкуренции

- На ваш взгляд, верное ли принято решение о сворачивании вузовских программ трудоустройства выпускников?

- Логика в этом есть: всё-таки учебное заведение должно учить, а за рынком труда должны следить соответствующие госструктуры. Другой момент, что в вузе мог бы успешно работать отдел, который мониторил бы потребность экономики в кадрах. То есть обеспечивал обратную связь университетов и реального производства. Но, как я говорила выше, сейчас схема не работает. Простой пример: области не хватает сельских библиотекарей, архивариусов, специалистов в области животноводства, растениеводства… Однако массового наплыва желающих получить эти специальности и потом работать в библиотеках, на фермах нет. Для того, чтобы просто констатировать этот факт, никакие отделы не нужны.

- Предлагаете вернуться к системе распределения?

- Советская система, когда выпускник вуза гарантированно получал после окончания работу, кстати, была не так уж и плоха. Полностью её копировать не стоит, но определённые элементы вполне можно позаимствовать.

- Можно ли как-то переломить тенденцию «престижных специальностей», чтобы молодёжь шла учиться на те профессии, что реально востребованы?

- Переломить тенденцию можно, но для этого нужно выстраивать заново всю образовательную цепочку, возрождать среднее профессиональное звено. Высшее образование необходимо (и его реально могут «вытянуть» на хорошем уровне) не более 60% выпускников школ. Остальные 40% прекрасно чувствовали бы себя со средне-техническим.

Нужна конкуренция: не брать всех подряд в вуз, а только тех, кто действительно может и хочет учиться и работать. Но те, кто не поступил, не значит «изгои» - для них должны быть достойные техникумы, ПТУ, после окончания которых ребят ждут на производствах с хорошей зарплатой.

Кстати, добавлю, что конкуренция в целом - мощный психологический стимул к развитию. Я уже говорила выше о расслоении в студенческой среде и появлении активных групп ребят. Так вот, немаловажную роль в этом сыграла и нынешняя система назначения стипендий. Теперь, если студент хорошо учится, побеждает в научных олимпиадах, пишет и публикует  статьи, активно занимается спортом - он может получать до 16-18 тысяч рублей в месяц. Неплохие деньги, которые как минимум позволят быть независимыми от родителей. Одним словом, молодёжи нужно дать реальный стимул, надежду - и тогда у нас не будет проблем ни с «непрестижными» специальностями, ни с трудоустройством.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах