Примерное время чтения: 6 минут
321

Крепче за баранку…, или Как учат водить по-новому

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ в Оренбуржье" 29/10/2014
Фото Татьяны Матвеевой / АиФ-Владимир

27 октября Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление «О допуске к управлению транспортными средствами», в котором регламентируются правила получения водительских прав. В частности, теперь отменяется возможность сдачи экзамена экстерном. Это значит, что россияне, желающие получить водительские права, должны будут в обязательном порядке пройти обучение в специализированной автошколе, и только после этого они смогут сдать экзамен в ГИБДД.

Сами требования к учебной программе в автошколах изменились еще в августе. В результате нововведений, по словам главы правительства страны, за руль сядут те, кто действительно умеет ездить на машине.

Корреспондент АиФ-Оренбург решил разобраться в том, что сейчас происходит в сфере водительского образования в России и насколько к изменениям готовы сами автошколы. Мы побеседовали с Александром Шумаковым, преподавателем-инструктором одной из оренбургских автошкол, преподающим вождение с 1988 года.

– Как во времена начала вашей карьеры можно было получить водительские права?

– Тогда, лет 15-20 назад примерно, было намного больше вариантов получить водительское удостоверение. Сейчас, например, вождению не учат в общеобразовательных школах, а раньше ему обучали учеников 9-10 классов. По достижении 18 лет они сдавали экзамены в ГАИ и получали права. Еще водительские удостоверения получали выпускники автотранспортного колледжа. В учебную программу входило и вождение, и теоретические занятия. Перед получением диплома выпускники обязательно должны были сдать экзамен на право управления автомобилем.

И так же, как и сейчас, в то время существовали автошколы. У нас в городе есть несколько старейших автошкол, в одной из них я в то время работал. Там велась очень серьезная теоретическая подготовка. Каждое занятие проводилось в открытом режиме: в классе присутствовал или директор, или завуч, или представитель вышестоящих проверяющих организаций. Было высокое качество подготовки и преподавателей, и учеников. Особенный акцент был на техническую грамотность педагогов. Например, обычно шофера (сохранено стилистическое выражение гостя, – прим. АиФ.) называют прерыватель-распределитель зажигания трамблером, что технически неграмотно. Этого в школе не допускалось. Она, как раз, давала знания на уровне технически грамотного специалиста.

– А насколько отличается процесс обучения в автошколах сейчас от того, который был 20 лет назад?

– Программы обучения стали шире и в них упор делается больше на психологическую подготовку водителя. Раньше, наряду с правилами и безопасностью, большой акцент делался на технические требования, устройство автомобиля. Сейчас – на медицину. Допустим, чтобы выучиться на категорию В, оставили минимум уроков по устройству автомобиля – буквально четыре занятия. Это связано с тем, что в то время на вождении больше училось мужчин, и они готовились быть профессионалами.

Раньше понятия «автолюбитель» и «профессионал» четко разграничивались. Сейчас же это одно и то же. Получив права категории В, автолюбители имеют право работать профессиональными водителями. Они могут, например, устроиться на предприятие связи и развозить почту и газеты на специальных фургонах. 20 лет назад это было невозможно. В правах автолюбителя стоял штамп ГИБДД – «без права работы по найму». А сейчас ты получаешь удостоверение данной категории и, хоть на частном, хоть на государственном автомобиле имеешь право работать.

– И сколько тогда учились на водителей?

– На одну категорию – полгода. Сейчас к этому уже опять стремятся, потому что эти два-три месяца, отводящиеся на обучение, – недостаточны, и все стали это понимать.

– А что изменилось в работе инструктора за это время? Появились ли новые обязанности?

– Мы должны обучать людей вождению – смысл этой работы за 20 лет ни в чем не изменился. Просто с каждым годом на дорогах становится больше транспорта, растет интенсивность движения. Поэтому управлять машиной становится сложнее, и обучать, соответственно, тоже. Поэтому, естественно, что квалификация инструктора должна быть выше, чем та, которая была 20 лет назад. Тогда был меньший объем теоретических знаний, требующихся от курсанта: меньше дорожных знаков, видов разметки. Потом постепенно правила подстраивались под международные стандарты, чтобы мы не выглядели в другой стране «белыми воронами» при управлении машиной, добавлялись знаки и разметка европейских стандартов. Поэтому сейчас увеличилась сложность в преподавании, в обучении вождению.

– Как вы считаете, готовы ли оренбургские автошколы к изменениям которые вводит новая программа обучения водителей?

– Все школы сейчас очень нагружены и многие прекращают свою деятельность, потому что такую программу одной школе потянуть сложно. Скажем, установлено, что автодром должен быть оборудован железнодорожным переездом, перекрестками и иметь площадь не меньше 0,24 гектара. Нужны огромные затраты, чтобы все это оборудовать, провести освещение, установить охрану, заасфальтировать площадку. Конечно, было бы неплохо установить на автодроме прожекторы, чтобы можно было в две-три смены обучать курсантов. Но многие школы такое не потянут. Поэтому сейчас все заняли выжидательную позицию – наблюдают, чем это закончится и остановят ли лицензирование. В нашей автошколе уже ведется работа: расширяем автодром. Я думаю, с весны начнем укладывать шпалы и рельсы, ставить светофоры – иначе закроют лицензирование автошколы.

– А инструкторов будут переучивать по этой программе?

– По новым правилам инструктором может быть только специалист с высшим образованием. И это верно. Неграмотные водители, которые думают, что, научившись ездить, могут и учить других людей – это абсолютно неправильное явление. Но в Оренбурге немного инструкторов с высшим образованием. Сейчас большинство должны идти учиться, чтобы остаться работать.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах