Примерное время чтения: 9 минут
570

«Штучные» дети: учим, лечим или калечим?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "АиФ в Оренбуржье" 03/09/2014
Татьяна Боева / АиФ

Новый учебный год, начавшийся на этой неделе, вновь поднял вопрос детской безопасности. Трагедия с похищенной и убитой девочкой в Томске, ЧП со школьником, умершим на уроке физкультуры в Пермском крае, массовые отравления детей в Ясном нашей области - всё это вызывает обоснованную тревогу родителей и педагогов.

Но к чему в итоге приводит чрезмерное «закручивание гаек» и осторожность при работе с детьми? Как показывает практика и рассказы наших экспертов, «перегибы» тут так же опасны, как и полнейшая безалаберность.

Рубанки - в сейф!

Старшее поколение наверняка помнит, какое большое внимание в советских школах уделялось урокам труда и домоводства. Школьная база обычно включала в себя как минимум пару сверлильных и токарных станков, а в учебных заведениях посолиднее - вплоть до собственной мини-пилорамы. Мальчишки там пилили и строгали, делали табуретки и петли для дверей и даже учились ремонтировать простейшие электроприборы.

Не хуже оснащались и кабинеты домоводства. Настоящие плиты и духовки, кухни и мойки, холодильники для продуктов и полтора десятка электрических швейных машинок - на зависть мамам школьниц. Девчонки шили скатерти и платки, пробовали печь первые пироги и пирожные. Одним словом, советская система трудового воспитания давала базис для самостоятельной жизни в быту, причём давала на практике.

А что же сейчас? Формально уроки труда и домоводства никуда не исчезли. Сохранились в школах и мастерские. Вот только перезвона молотков и визга вы теперь вряд ли услышите, равно как и не почувствуете ароматных запахов свежей выпечки. Учителя теперь стараются не рисковать и больше «налегают» на теорию. Потому как за практику можно и в тюрьму загреметь.

- Я давным-давно запер рубанки, которыми мальчишки у меня доски строгали, в сейф! - делится впечатлениями Николай Степанчук, учитель труда. - Потому как инструмент травмоопасный, дети же пораниться могут. Обрнадзор и прокуратура меня даже за занозу, которую ученик себе нечаянно посадит, могут с объяснительными затаскать. Мол, почему не обеспечили детям безопасное место для учебного процесса?

А уж про пилы, молотки или работу на токарном или сверлильном станке я и вовсе промолчу. Даже включить станок в присутствии детей - чуть ли не преступление! А ну как порежется мальчишка об острые зубья пилы? Или молотком по пальцу шарахнет? Для меня это уже подсудное дело, не говоря уже о «разборках» с родителями… Нет, я уж лучше теорией позанимаюсь. Нарисую на доске, как устроен рубанок, как надо строгать доски и делать табурет. И безопасно, и с родителями хлопот потом меньше.

Физкультура - устно!

Чрезмерно возросшая ответственность педагогов, неустанный контроль всевозможных контролирующих организаций, родительских комитетов сказывается и на качестве уроков физкультуры. Это раньше ребятишки с визгом прыгали на спортивном «козле», лазали под потолок спортзала по канату и «наматывали» кроссы на выносливость по школьному стадиону. Теперь же все эти виды занятий считаются потенциально опасными, и учителя стараются не нагружать детей даже по минимуму.

- Я 30 лет проработал педагогом, последние 12 лет до пенсии был директором оренбургской школы №72, - рассказывает Николай Кабаченко. - Ушёл в 2005 году, но уже тогда чувствовалось, как растёт давление на учителей. Иногда явно «перегибали палку», особенно когда родители провоцировали скандалы и обострение ситуации. Уже позже мои коллеги, знакомые рассказывали, что учителя, в частности, на уроках физкультуры, старались делать всё, чтобы по минимуму нагружать детей, «как бы чего не вышло». Лёгкая зарядка, нетравмоопасные игры с мячом на улице - в общем, никаких излишних нагрузок…

Это, по словам учителей школ, касалось не только труда и «физ-ры». Страх педагога, что ребёнок может «что-нибудь с собой сделать, а ты за него - в тюрьму», с каждым годом только рос. На уроках химии детям стараются поменьше давать проводить практических опытов - ведь даже безобидная реакция нейтрализации пищевой соды и уксуса (веществ, которые есть в каждом доме!) может таить опасность, если реагенты попадут, допустим, в глаза. Однако если ребёнок «нахимичит» дома, то за это не будет отвечать никто. А если в школе - в прокуратуру могут «загреметь» не только учитель химии, но и классный руководитель, завуч, директор и даже завхоз как не обеспечивший безопасный доступ к реактивам! Стоит ли удивляться, что школьники и химию, и физкультуру предпочитают «сдавать устно»?

ГТО, физкультура, бег Фото: Фото Надежды Гусевой

Прививочные ужасы

Впрочем, не только работники образования страдают от тотального ужесточения ответственности и контроля за детьми. Схожие проблемы испытывают и врачи-педиатры. Вспомним, например, какие протестные акции разворачиваются против прививочных кампаний, когда родители наотрез отказываются от вакцинации своих чад. Парадокс же заключается в том, что врач будет виноват в обоих случаях - если у ребёнка возникнет серьёзная аллергия на вакцину, ему грозят «разборки» и административная ответственность. Схожая ситуация ждёт врача, если он не сумел уговорить родителей и не привил ребёнка, а в результате тот заболел тяжёлой инфекцией. В общем, как в той поговорке - «куда ни кинь, всюду клин».

Конечно, идеализировать нашу региональную медицину мы не собираемся. Врачи бывают разные. Профессиональный уровень, элементарная человечность некоторых из них не выдерживают никакой критики. Однако и тотальное «запугивание» медиков тоже ничего хорошего не несёт. Врачи после нескольких конфликтов с чрезмерно разгорячёнными мамами и папами, после жалоб на них в Минздрав просто бегут из педиатрии. В итоге детские поликлиники стоят без специалистов, а оставшихся врачей ещё больше «рвут на части»…

Никто не спорит, забота о здоровье и безопасности детей - задача первостепенная. Но она не должна доходить до абсурда. Почему раньше школьники могли попробовать работать и на станках, и рубанки им в руки давали (а не запирали в сейфах)? Почему десятилетиями работали школьные повара в столовых, поколения детей завтракали и обедали приготовленными ими борщами, кашами и гуляшем, в сегодня вдруг оказалось, что на таких кухнях - антисанитария и «ужас-ужас»? Почему, наконец, школьники раньше сами вытирали доски, сами назначали дежурных по классу и мыли там полы, а теперь это - подсудное дело, принуждение к детскому труду?

Наконец, кого воспитает школа, где ничего нельзя, кроме сдувания пылинок с «уникального ребёнка»? Ответы на эти вопросы мы получим уже довольно скоро - когда новое поколение выйдет в «большую жизнь».

ОФИЦИАЛЬНО

Тамара Семивеличенко, министр здравоохранения Оренбургской области:

Останемся без кадров!

- Дети сегодня стали «штучными». И та гиперопека, которой их зачастую окружает, не сулит ничего хорошего. Врачам-педиатрам сегодня работать очень трудно. Вспомните, какое уважение было к доктору прежде. А сегодня - обычное дело, если в поликлинике затевается очередной скандал с участием мамы или папы ребёнка, которой не понравилось назначенное лечение или процедуры. Конечно, и со своих коллег я ответственности не снимаю, у нас тоже не всё идеально. Но позиция, когда родители всегда правы, могут делать, что угодно, а врач всегда виноват и вынужден оправдываться, приведёт лишь к тому, что у нас вообще не останется квалифицированных кадров в педиатрии.

СЛОВО РЕДАКТОРА

Андрей Севостьянов, главный редактор «АиФ в Оренбуржье»:

- Прежде чем уйти в журналистику, я 15 лет отработал учителем русского языка и литературы в школе. И проблема, которую сегодня поднимают мои коллеги, мне известна, как никому другому. Увы, но учитель сегодня фактически беззащитен - и перед администрацией школы, и перед родителями, и перед учениками-оболтусами, которые могут в открытую хамить и оскорблять его, а он ничего в ответ сделать не может.

Не стану скрывать, раньше откровенных разнузданных типов приходилось силой даже вышвыривать из класса. А иначе был бы сорван урок для всех. Но я боюсь даже представить, что сегодня повторил бы такое. Да меня бы наверняка бы завтра же уволили, если вообще не завели дело за рукоприкладство. Но что же в итоге? Хулиган в классе, а учитель молча глотай его выходки и веди урок кое-как? Где адекватные механизмы воздействия?

Я уже не говорю о самом образовательном процессе. Чему может научить трудовик, рисуя молоток и стамеску на доске? О какой подготовке к нормам ГТО можно говорить, если физрук боится детей заставить прыгать - вдруг, кто ногу сломает? Мы же сами запретами и ограничениями довели в школах ситуацию до абсурда, уронили престиж и авторитет учителя!

Мне кажется, что советская школа была в этом плане практически образцовой. Авторитет учителя там ставился во главу угла. Было понимание того, что только так можно добиться дисциплины. Наверное, сейчас это звучит дико, ведь в современной школе во главу угла ставится ученик; он всегда прав и всё ради него.

Но если бы мне в мою учительскую бытность рассказали, что будут запирать рубанки в сейфе - ни за что не поверил! Зачем вообще нужна такая школа, где не учат самому главному - ответственности и самостоятельности??

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах