Примерное время чтения: 8 минут
3011

Виртуальная анатомия. Забота о мёртвых лишает практики будущих врачей

Врачи или ветеринары?

На занятиях анатомии сегодняшние студенты Оренбургской медакадемии работают с телами умерших, прошедшими не через одно поколение будущих медиков. Эти анатомические препараты уже почти потеряли сходство с человеческими телами.

По признанию заведующего кафедры анатомии Льва Железнова уже больше 5 лет поступлений нового биологического материала в их ВУЗ не было.

«Когда училось наше поколение в 80-х годах, мы, например, накладывали швы на фрагментах конечностей, а сегодня и на нашей кафедре, и на кафедре оперативной хирургии трупного материала не хватает. Мы изучаем какие-то вещи на органах животных – например, глазные яблоки берем у крупного рогатого скота, благо с этим проблем нет. Студенты из деревень привозят что-то из своих хозяйств, часть приобретается на мясокомбинатах и рынках. А делать операции они тренируются, в том числе, и на животных», - комментирует Лев Железнов.

Человеческие органы в формалине – одно из немногих учебных пособий, доступных сегодня студентам-медикам. Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Проблемы с поставками тел для учебно-научных целей в медицинские учреждения начались в середине 1990-х годов, когда был принят федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Традиционные для медицины условия, когда анатомические исследования проводились на трупах неопознанных людей (подобным методом в России в XIX веке действовал известный хирург, анатом, педагог Николай Пирогов), теперь поменялись кардинально.

Николай Пирогов – один из первых российских анатомов стал тренироваться на трупах Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Во-первых, чтобы получить тело умершего в свое распоряжение, медикам нужно получить либо согласие ближайших родственников, либо прижизненное согласие самого человека на изъятие органов и тканей после смерти.

Большие надежды научное сообщество возлагало на принятие постановления Правительства РФ в 2012 году «Об утверждении Правил передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, а также использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях». Регламент передачи тел есть, однако самих тел у студентов-медиков так и не прибавилось.

«В постановлении четко прописано, что, во-первых, тело передается только в том случае, если установлена личность, а во-вторых, при наличии письменного разрешения на передачу, выданного органами, назначившими судебно-медицинское исследование. Вот с этим разрешением-то и проблема», - рассказывает Лев Железнов.

Муляж никогда не заменит представление о строении настоящего черепа. Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Холодильник не поможет

Откуда трупы могут попасть на столы к будущим медикам? Вариантов всего два: или из моргов при больницах, от патологоанатомов, или от судебно-медицинских экспертов из исследовательских бюро.

Почти во всех медицинский вузах страны есть проблемы с анатомическим материалом Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

 «Существует некая заминка, которая требует от тех, кому нужен этот материал, некоторых дополнительных усилий - нужно согласовывать с лицами, назначившими экспертизу или исследование. Инициатива должна исходить не от нас, мы просто исполнители», - комментирует сложившуюся ситуацию Владимир Филиппов, начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Оренбургской области.

Есть еще один неразрешимый вопрос: в качестве учебно-научного пособия может быть использовано тело, которое находится «в хорошем состоянии», но судмедэксперты не имеют права использовать консервирующие методики, а их холодильники не обеспечивают полную сохранность тела.

«Трупы, которые можно передать на изучение, должны быть не востребованы в течение длительного времени, но тогда они уже почти не интересны вузам, а тела недавно умерших людей «отдать» нельзя», - объясняет Владимир Филиппов.

Но опыт взаимодействия с медакадемией у судмедэкспертов все же существует: недавно из костного архива бюро по акту  преподавателям и студентам были переданы препараты, срок хранения которых истек. Также интерны и ординаторы с кафедры судебной медицины могут приходить в подразделения судмедбюро, чтобы знакомиться с работой специалистов и даже самим принимать в ней участие. Однако, по словам главного судмедэксперта Оренбуржья, и на такого рода практику, и в последующем на работу приходят единицы.

Почти все экспонаты анатомических музеев сделаны еще в СССР Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Трупный материал, который в медвузы могут поставлять патологоанатомы, тоже не доходит до студентов. Заведующий патологоанатомическим отделением оренбургской областной больницы №2 Виктор Кабанов пояснил, что те люди, которые умирают в стационаре, как правило, имеют родственников, которые забирают тело для захоронения. За последние 10 лет его работы не было ни одного невостребованного тела.

«Как это происходило ранее? Тогда в законодательстве не было четких формулировок, и тела на основании справок из милиции передавались в медицинские институты. Но и ранее таких случаев на моей памяти было не много, единицы», - рассказал Виктор Викторович.

За рубежом (в Европе и Америке) существует практика добровольного завещания тела на учебные и научные цели, которое нотариально оформляется при жизни этого человека. В России эта система не работает: ни один из вышеназванных экспертов и практиков не может вспомнить ни одного прецедента в регионе.

Вместо трупа - технологии

В отсутствии свежего анатомического материала студенты-медики довольствуются современными технологиями: приложениями для мобильных устройств, на которых можно в трехмерном пространстве рассмотреть все группы мыщц, опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, сосуды.

Интерактивные анатомические атласы – хорошее подспорье и для студентов, и для преподавателей Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

«В начале 90-х годов я относился к ним скептически, но сейчас начинаю менять сове мнение. На трупе все равно в деталях так не рассмотришь, не повертишь, не удалишь покровы, чтобы посмотреть мышцу изнутри, а тут - пожалуйста!», - Лев Железнов водит пальцем по экрану планшетного компьютера, показывая преимущества интерактивного анатомического атласа.

В распоряжении оренбургских студентов есть еще учебный анатомический музей с одной из самых крупных коллекций влажных препаратов (органы и ткани, сохраняемые в прозрачных сосудах с консервирующей жидкостью – прим.авт.) в России – порядка 400 экспонатов. Там будущие медики могут ознакомиться со строением различных систем и увидеть патологии организмов. Большинство этих препаратов с использованием формалина были изготовлены еще в СССР.

Новые компьютерные технологии скоро заменит студентам трупный материал Фото: АиФ Оренбург / Полина Седова

Современные методы обработки, например, обезжиривание тела и пропитка его силиконом (так называемая пластинация) в российской действительности пока не получила широкого распространения. Преимущества таких препаратов – долгий срок хранения (несколько тысяч лет) и точное воспроизведение структуры и рельефа тканей человека, а также стерильность и отсутствие трупного и химического запахов.

«Мы все больше уходим в виртуальную анатомию, изучаем в теории. Конечно, с одной стороны, это ухудшает общее качество подготовки кадров, но с другой, хорошие доктора были в любое время, будут и дальше, вопрос только в том, что к ним будет сложнее попасть», - констатирует заведующий кафедрой анатомии. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах