Примерное время чтения: 7 минут
801

Почем полеты? Почему услуги санавиации в Оренбуржье дороже, чем в Сибири

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ в Оренбуржье 09/08/2017
Вот такой 25-летний вертолет будет оказывать услуги санавиации жителям Оренбургской области.
Вот такой 25-летний вертолет будет оказывать услуги санавиации жителям Оренбургской области. Пресс-служба Правительства Оренбургской области

На днях был дан старт реализации в регионе федеральной программы по развитию санавиации. Первыми возможности воздушной «скорой помощи» оценили губернатор Юрий Берг и министр здравоохранения региона Галина Зольникова.

Новый старый вертолет

СМИ области громко объявили о том, что в распоряжение оренбургских медиков поступил вертолет Ми-8-МТВ, оборудованный реанимационным комплексом. Средства на покупку вертолета Оренбургская область получила в рамках распределения субсидий федцентром. На реанимационный транспорт регион получил 72 миллиона рублей.

Много писалось о том, что в качестве воздушного судна для оказания экстренной медицинской помощи оренбуржцам будет использован 25-летний вертолет, была и информация о том, что правительство, якобы, купило этот вертолет. Шума так много, что корреспондент «АиФ Оренбург» решил повнимательнее проанализировать документацию аукциона в результате которого и будут оказаны «авиационные услуги для оказания медицинской помощи (скорой специализированной помощи), включая медицинскую эвакуацию, с применением авиации, а также обеспечение поддержания готовности к их выполнению (дежурство)».

У нас дороже!

Итак, первое – ни о какой покупке вертолета речи не идет в техзадании четко сказано, что заказчиком является Оренбургская областная клиническая больница, единственным поставщиком услуг - государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Международный аэропорт "Оренбург». Все, точка, никаких покупок. Единственная оговорка – деньги из федерального бюджета согласно программе развития санитарной авиации.

Второе - согласно закупке №0853500000317005308 бюджетные средства, потраченные в рамках этого контракта, составили 33 711 289,50 рублей. Сразу же появляется желание разделить эту сумму на заявленные в техзадании 168,5 летных часов. Если так и сделать, то стоимость одного часа составляет 200 067 рублей. Но такой подсчет является совершенно некорректным, так как работа санавиации состоит из двух совершенно неравнозначных по времени и стоимости видов работ: летного (полетного) часа и дежурство. В отличие от других регионов, оренбургские специалисты, по-видимому, не очень разбираются в этих понятиях.

Техническое задание от Оренбургской областной больницы.
Техническое задание от Оренбургской областной больницы. Фото: Скриншот

«АиФ Оренбург» просмотрел несколько подобных аукционов и обнаружил следующее. В некоторых регионах все же есть специалисты, которые понимают разницу между часом полета вертолета и часом дежурства.

Например, в министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края подготовили документы, по которым дежурство судна стоит 14 504,88 рубля, и в результате за 1104 смены бюджет заплатит 16 013 387,52, а вот 60 часов полета по цене 98 848,46 рублей составит 5 930 907,80 рублей. Наглядно видно, насколько дежурство занимает больше времени и, несмотря на небольшую (относительно) цену стоит для бюджета дороже.

Такая же ситуация и в Крыму. Там, комитет по конкурентной политике тоже посчитал и то и другое: час дежурства в итоге на полуострове стоит 2 761,00 рублей, а вот час полета – 121 тысяча рублей.

Есть правда и такие же, как в Оренбуржье примеры. В Иркутской области тоже, видимо, не различают разные виды работ летчиков, но здесь другая ситуация – здесь час стоит «всего» 128 278,98 рублей, что составляет 64% от стоимости этой же услуги в нашем регионе. И это не единственный пример странного подсчета цены на оказание авиационных услуг в Оренбурге. В Красноярском крае тоже не разделяют отдельно час полета и час дежурства и там это время стоит 172 861,84 рубля (86% от оренбургской цены).

На чем летать?

И вот тут вновь возникает множество вопросов к оренбургской системе закупок в сфере здравоохранения, о чем уже неоднократно писал «АиФ Оренбург».

Откуда рождаются эти цифры? Берутся с потолка? Неужели условия работы летчиков санавиации в Оренбуржье значительно сложнее, чем в Иркутской области и Красноярском крае?

Вообще с оказанием экстренной медицинской помощи в Оренбургской области давно все плохо. По сообщению минздрава региона, в областной службе санавиации задействовано около 250 врачей 28-ми специальностей и более 60 средних медицинских работников. Последние годы при необходимости вылета специалистов отделение экстренной консультативной помощи и медицинской эвакуации областной клинической больницы   арендует воздушный транспорт в ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», в том числе вертолеты Ми-2, Ми-8, R-44, самолет Л-410. С 2008 по 2012 годы в службе санавиации были задействованы два вертолета Ка-226, предназначенных для транспортировки пострадавших в медицинские учреждения (списанных с ПО «Стрела» и проданных правительству за более, чем 100 миллионов рублей в 2008 году). Однако за этот период эксплуатации вертолеты выработали летный ресурс и нуждаются в капитальном ремонте. Воздушный транспорт находится на консервации на базе ПО «Стрела» на территории ГУП Оренбургской области «Аэропорт  Оренбург».

- На сегодняшний день эти вертолеты не отвечают современным требованиям, предъявляемым к воздушному транспорту санавиации, - подчеркнул Александр Криволапов. - В частности, нет возможности их оснащения необходимым оборудованием для оказания медицинской помощи пациенту в ходе транспортировки, в том числе реанимационной. Кабина не оснащена адекватными отопительными приборами и системой кондиционирования, не позволяет комфортно разместить носилочного больного и сопровождающий медперсонал. Отсутствует навигация, транспорт может быть использован только в дневное время. Радиус полета не превышает 250 км.

То есть в 2008 году специалисты минздрава этого не знали? Тогда можно было их использовать, а сейчас и ремонтировать, по всей видимости, не стоит?

Неэкстренная помощь

А вот, что сказал губернатор Юрий Берг на мероприятии, посвященном старту федеральной программы санавиации 1 августа: «Среди множества направлений развития областного здравоохранения первостепенное внимание мы уделяем тем службам, которые, образно говоря, находятся на переднем крае борьбы за сохранение жизни и здоровья человека. Одна из них – служба скорой медицинской помощи. Благодаря федеральной программе обеспечения санитарной авиацией наиболее удаленных и труднодоступных территорий областная служба скорой помощи станет еще мобильнее. При наших расстояниях это вопрос жизненной необходимости. На дежурство заступает вертолет, оснащенный реанимационным оборудованием, с профессиональной бригадой медиков на борту. Это значит, что за максимально короткое время экстренную специализированную помощь смогут получать жители самых отдаленных населенных пунктов Оренбуржья».

Не хочется думать о том, что глава региона лукавит или действительно не знает о том, что на самом деле происходит в оренбургском здравоохранении, особенно в сфере оказания скорой медицинской помощи, но  здесь вновь приходится вспоминать о скандалах, которых только в сфере оказания скорой помощи немало. Буквально пару недель назад Оренбургская область вновь печально прославилась скандалом со скорой помощью.

В Оренбурге 16 июля очевидцы сняли видео, на котором видно, что фельдшер скорой помощи волоком тащит пациента по земле, в то время как водитель просто наблюдает за этим. В результате этого замглавы минздрава получила строгий выговор, уволен водитель, сам ушел главврач подстанции скорой помощи, а комиссия выяснила, что в Оренбурге почему-то новые машины стоят в гараже, а ездят бригады скорой помощи на старых. Снова обещания с одной стороны– мы все исправим, и строгие «ай-ай-ай» - с другой!

Но ведь скандал со скорой помощью был и в 2015 году, когда водитель поджег здание подстанции из-за зарплаты в 8 тысяч рублей за огромное количество проработанных смен. Тогда было все тоже самое – выговоры, обещания, а воз, как говорится, и ныне там, точнее, здесь.

И на этом фоне очень странно слышать от новоиспеченного депутата ГД, бывшего главного единоросса Игоря Сухарева о том, что Сирия нужнее зарплат медиков.

Надежда на то, что в оренбургском здравоохранении наведут порядок, тает с каждым днем. Ждем нового витка модернизации? А может быть стремительного увеличения смертности населения Оренбургской области?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах