Примерное время чтения: 8 минут
308

Между «3» и «4». В оренбургских поликлиниках не хватает врачей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ в Оренбуржье 15/11/2017
Все требует времени - помимо приема, врачу нужно еще заполнить не только личную медкарту пациента, но и другую отчетность.
Все требует времени - помимо приема, врачу нужно еще заполнить не только личную медкарту пациента, но и другую отчетность. АиФ

Особенно часто можно услышать жалобы на то, что в поликлиниках приходится сидеть в очередях, несмотря на то, что люди заранее записывались, или невозможность по нескольку недель попасть к какому-то специалисту или на анализы.

Не можем дозвониться!

В этом году жители всей страны, в том числе и Оренбуржья, получили возможность самостоятельно оценить работу социальных учреждений. В первую очередь «под удар» попали больницы. На сайте общественного проекта «Народная оценка» оренбуржцы отрицательно отметили сразу несколько городских поликлиник. К примеру, горожане заявили о том, что во взрослой поликлинике городской больницы №5 в одном кабинете принимают одновременно два терапевта, из-за этого в один кабинет стоят две очереди.

Чтобы проверить этот и многие другие факты жалоб, в Оренбург нагрянула проверка из столицы. Работу врачей и условия для пациентов проверили активисты и общественники.

Рейд показал, что в упомянутой поликлинике в кабинетах 320, 322, 317 и 210 одновременно принимают два терапевта. Аналогичная ситуация сложилась и в детской поликлинике №10 - здесь одновременно в 204 кабинете принимают два педиатра.

«У нас УЗИ по записи только через три недели, - поделилась Лариса Чернова, мама маленького сына. - Пока будем ждать, а если вдруг самочувствие ухудшится, пойдем в платную клинику».

Как оказалось, попасть к узким специалистам непросто и взрослым, и детям. Так, в этой же поликлинике после того, как в отпуск ушел единственный кардиолог, запись на прием приостановилась больше чем на месяц.

Жаловались люди и на то, что условия в поликлинике также оставляют желать лучшего. Ремонта здание не видело уже давно, об этом красноречиво говорят стены и оконные рамы. Кроме того, в учреждении нет крытого помещения, где можно было бы оставлять коляски, чтобы они не мокли под дождем. Не хватает здесь и приличного пандуса.

Есть жалобы и на работу врачей в участковой поликлинике на улице Салмышской, 13, относящейся к городской больнице № 5. Основная жалоба - невозможность дозвониться до регистратуры. За несколько часов, которые проверяющие провели в городе, они так и не смогли связаться по указанному номеру.

«Здесь вообще на телефон никогда не отвечают, он все время занят, - говорит одна из пациенток Ирина Владимировна. - Складывается ощущение, что они с самого утра просто снимают трубку с аппарата, и кладут ее рядом. Поэтому приходится идти, стоять в очередях и записываться к врачам на прием».

Выяснилось, записаться на прием через электронный терминал тоже большая проблема.

«Ждать записи к узким специалистам нужно минимум две недели, - делится еще одна пациентка Лидия Ивановна. - А к терапевтам хоть вообще не заходи, они нас даже слушать не хотят, все жалобы объясняют возрастом. А нам что делать, умирать?»

Дело не в интернете, а в подходе?

Как показала проверка, система электронной записи в поликлиниках Оренбурга практически не работает, тогда как в нее вложены немалые средства. В одних медучреждениях невозможно записаться через терминалы к узким специалистам (поликлиника № 2 ГКБ № 3), только через регистратуру и в режиме живой очереди пациенты получают талоны. В других поликлиниках талоны в электронной системе распределены на две недели вперед, однако при обращении в регистратуру выясняется, что есть свободные места. То есть, в любом случае, чтобы записаться к врачу, нужно прийти в поликлинику. Получается, система электронной очереди не выполняет свою ключевую задачу.

В областном Минздраве поясняют - все это из-за того, что терминалы подключены к очень медленному Интернету. Для того, чтобы решить эту проблему, ведомство сейчас заключает договора обслуживания терминалов с единым оператором. Он же должен будет сформировать единую электронную базу карт пациентов, чтобы облегчить работу и врачам. Однако назвать дату, когда все это будет завершено, не рискует даже министр.

В социальных сетях легко можно найти много жалоб на невозможность дозвониться до поликлиник - одноканальный телефон не справляется с объемом звонков.

«Телефон многих регистратур поликлиник, где мы побывали, - одноканальный, и он всегда занят, - подтверждают это ревизоры из столицы. - Не с первого раза удалось дозвониться до взрослой поликлиники ГКБ № 5, а до детской поликлиники № 10 - так и не удалось. Создание единого кол-центра на базе больниц, в чьи структуры входит несколько поликлиник, позволило бы решить проблему».

Положительный пример такой работы удалось найти и в Оренбурге. В городской клинической больнице им. Пирогова с каждой своей поликлиники взяли по одному работнику регистратуры и посадили всех в один кол-центр с единой базой всех подконтрольных медучреждений. Теперь распределение потоков пациентов здесь идет без сбоев.

Не хватает обратной связи?

Общественники заявили еще об одной проблеме большинства медучреждений - нерациональном использовании времени и помещений. К примеру, утренние очереди в кабинеты по забору крови (взрослая поликлиника и детская поликлиника № 10 ГКБ № 5) можно решить, распределив пациентов по времени.

В качестве положительного примера проверяющие отметили грамотный подход к организации работы терапевтов в поликлинике № 1 ГКБ № 1. Здесь решили проблему, характерную для многих регионов, когда в одном узком коридоре организуют кабинеты для терапевтов. Поскольку такие врачи востребованы, возникает большое скопление пациентов, становится душно и некомфортно, что вызывает недовольство посетителей. В горбольнице № 1 Оренбурга кабинеты этих специалистов расположены на разных этажах, что делает пребывание в очереди более комфортным.

Подводя итог проведенному мониторингу, координатор проекта «Народная оценка качества» заявил, что многие из указанных проблем не требуют дополнительного финансирования.

«Качеству работы оренбургских медучреждений на сайте проекта поставлено более трехсот оценок. На первом месте - очереди, затем - жалобы на некомфортные условия пребывания. Навязывание платных услуг замыкает тройку основных жалоб оренбуржцев. Такая градация говорит о том, что пациентам необходимо уделять больше внимания, вести с людьми диалог. Это и есть обратная связь, которой так не хватает сегодня в системе здравоохранения», - считает Виктор Рожков.

КОМПЕТЕНТНО

Результат увидим через год

Галина Зольникова, министр здравоохранения Оренбургской области:

«То, что нашему региону после этой проверки поставили довольно низкую оценку, меня, конечно, не радует. Но говорить о том, что ситуация у нас лучше, чем ее увидели, тоже будет неверно. Да, у нас всегда не хватало участковых врачей, но в этом году нам удалось частично решить эту проблему. В первичное звено больниц пришли молодые специалисты - 71 терапевт и 59 педиатров. Нужно признать, что это случилось впервые за много лет. Однако сейчас эту молодежь нужно учить работать на участке, помогать им, поддерживать. Результат этой работы мы сможем увидеть не раньше, чем через год, когда они станут действительно полноценными участковыми врачами. Надеюсь, к этому времени проблема с нехваткой врачей первичного звена начнет уходить в прошлое. Но до этого нам нужно много сделать, а пациентам – потерпеть».

ПОЗИЦИЯ

Чтобы понять, как работает больница, не нужно быть врачом

Виктор Рожков, координатор проекта ОНФ «Народная оценка»:

«Независимая оценка качества работы социальных учреждений, в том числе и поликлиник, должна быть для того, чтобы слышать людей. У нас на федеральном уровне принята система такой оценки, но она не приносит результата, потому что не слышит потребителей тех услуг, которые она оценивает. Для того, чтобы понять, как работает поликлиника, не нужно быть врачом. Наша задача не ставить оценки качеству медицинских услуг, мы смотрим на то, в каких условиях оказывают эту помощь. В Оренбуржье проблемы примерно такие же, как и везде по стране: не хватает узких специалистов, есть очереди в коридорах из-за того, что не работает электронная запись, приходится самим покупать расходные материалы. При этом нужно отметить и положительную динамику. В регионе практически нет проблем, которые связаны с недостатком финансирования. Но пока в поликлиниках есть над чем работать, и часто эта работа не требует вливания средств, нужно волевое решение грамотного руководителя. Пока оценка региону - между «тройкой» и «четверкой».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах