aif.ru counter
05.05.2017 18:59
Евгения ЧЕРНОВААндрей ПЛОТНИКОВ
792

Таинственный Оренбург. Чего мы не знаем об областном центре?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ в Оренбуржье 02/05/2017
Несколько десятков лет назадна ул. Шевченко еще можно было увидеть старенькую железную дорогу.
Несколько десятков лет назадна ул. Шевченко еще можно было увидеть старенькую железную дорогу. © / Александр Топильский / Коллаж АиФ

Накануне Дня Победы приоткроем завесу тайны над некоторыми из них, которые связаны с военным прошлым губернии.

Котельная на рельсах

Проезжая на общественном транспорте по проспекту Победы в областном центре, после перекрестка с улицей Шевченко кондуктора в автобусах и троллейбусах объявляют остановку «Переезд». Откуда взялось это название, если рядом нет ни одного переезда, да и железной дороги не видно?

Даже совсем молодые жители Оренбурга без труда вспомнят, что параллельно стенам Машзавода вдоль улицы Шевченко совсем недавно по историческим меркам шла одна ветка железной дороги. Её наличие особо никого не удивляло, поскольку все знали, что завод - такой объект, куда составами могли привозить и увозить то, что производили в его цехах. Ветка уходила далеко за пределы завода и заканчивалась на строительных базах, которые располагались в районе сегодняшней улицы Лесозащитной.

Но что же стало предпосылками появления железной дороги почти в центре Оренбурга?

История берёт начало в далеком 1941 году, когда в Чкалов спешно эвакуировали Ленинградский авиаремонтный завод №47, который и стал предшественником ПО «Стрела»  - современного предприятия оборонной промышленности.

Чкалов стал новым местом прописки завода, поскольку в то время город был крупным транспортным узлом и пунктом переработки транзитного грузопотока, идущего по железной дороге из Средней Азии, Казахстана, Урала, Сибири, западных районов и центра. Видимо, не последнюю роль в выборе места дислокации завода сыграли и действующее авиационное училище с его аэродромом, а также наличие ангаров, ставших первыми помещениями для размещения оборудования и производства самолётов.

Эвакуированный завод сразу же разместили в ангарах, стоящих на аэродроме летного училища. Параллельно началось строительство новых производственных корпусов. Заводоуправление временно разместилось в одном из домов на улице Краснознаменной.

Из-за отсутствия на промплощадке энергетических мощностей возникла проблема обеспечения водой, теплом и электроэнергией. Проблема водоснабжения была решена арендой и реконструкцией скважины во дворе местного жителя, жившего неподалеку.

С наступлением холодов, по предложению главного механика И.Я. Кособокова, для подачи тепла в помещения решили использовать снятые с эксплуатации паровозы. Для их транспортировки от станции до завода в неимоверно короткие сроки прокладывается трехкилометровая железнодорожная ветка, по которой и перегнали два паровоза. Боковые стены и крышу новой «котельной» закрыли фанерой. Машины вырабатывали тепло, которым обогревались новые цеха завода. После того, как появилась нормальная система отопления, проложенную железную дорогу использовали для перевозки оборудования и грузов, прибывающих на завод.

Сейчас мало кто вспомнит о железных тружениках, давших тепло тем, кто день и ночь работал в цехах для Победы. Крохой этой памяти стала незаметная остановка, скромно носящая такое непонятное многим название «Переезд».

Секретная ВВП

Ещё одним секретом поделился главный редактор «АиФ в Оренбуржье» Андрей Севостьянов. По его словам, об этом слухе ему рассказал друг Серёга, с которым часто в 90-х годах ездили на рыбалку на Димитровское (Черновское) водохранилище, что недалеко от Краснохолма.

«Тогда в нём летом и зимой отлично ловился карась, лещ, и мы особо не выбирали место, куда поехать, - вспоминает он. - И в самую первую поездку я обратил внимание на один участок дороги, который показался мне удивительно ровным и прямым.

- Ровный, как стекло, за руль можно не держаться, - сказал я тогда восхищённо.

- А ты знаешь, почему? - ответил Сергей. - Здесь же, случись не дай Бог война, самолёты будут садиться. Вот поэтому этот участок такой ровный и прямой. Его, кстати, всегда поддерживают в отличном состоянии. На всякий случай…Объект, как говорится, стратегический!

Был удивлён, мало сказать. Серёга для меня и сейчас авторитет, а в те годы он вообще был для меня наставником и человеком, которого сейчас называют «эксперт по всем вопросам». Ещё бы, 15 лет разницы в возрасте! Говорит, значит, так оно и есть и самом деле. На всякий случай, конечно, я переспросил, правда ли это, на что он произнёс: «Мне ещё про эту дорогу отец рассказывал. А ему верить можно».

2,5 км идеальной дороги под Оренбургом похожи на взлётную полосу.
2,5 км идеальной дороги под Оренбургом похожи на взлётную полосу. Фото: Коллаж АиФ/ Екатерина Галузина

Я много раз ездил по этому участку. Он начинается сразу после Старицы и заканчивается, не доезжая Нижнепавловки. Ровно 2,5 километра идеального полотна. Посадки здесь далеко, размаха крыльев, действительно, хватит. Ни столбов, ни указателей, ни проводов - ничего, что могло бы помещать взлёту/посадке самолёта. Может, и правда запасная ВВП? Не знаю, не берусь утверждать, возможно, это просто разыгралось воображение. Но тайна так и осталась ей. Позже, на этой же трассе, мы нашли ещё один участок в районе Нижнепавловка-Дедуровка. Один в один с первым».

Как оказалось, сравнивать эту дорогу со взлётной полосой берутся даже эксперты.

- Авиационный участок дороги (АУД) должен быть прямолинейным, длиной не менее 2,1-2,5 км, - поделился знаниями  выпускник военно-инженерной Академии им. Куйбышева Григорий Зинченко, получивший диплом в 1989 году. - Он должен иметь «чистые» подходы (то есть не иметь в створе высоких сооружений, ЛЭП, водонапорных башен, пересекающих проводов и пр.). Ширина АУД должна быть не менее 16 м (по другим источникам не менее 40 м). Если говорить о нашем случае, то согласно топографической карты М-40-2 Генерального штаба, трасса федерального значения Р-335 в районе Нижнепавловка - Дедуровка имеет ширину 8 метров, 2 полосы проезжей части и асфальтовое покрытие. Таким образом, данная трасса удовлетворяет требованиям к АУД только по протяжённости и прямолинейности.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество