684

«Я к вам пишу…». Почему ручное письмо так важно для взрослых и детей

Ежегодно 23 января во всем мире отмечается День почерка. Праздник призван напомнить людям о важности ручного письма.
Ежегодно 23 января во всем мире отмечается День почерка. Праздник призван напомнить людям о важности ручного письма. © / LwcyD / pixabay.com

Ежегодно 23 января в мире отмечается День почерка или День ручного письма. Для многих современных людей этот праздник может показаться странным, ведь сегодня общество привыкло больше печатать, нежели писать от руки. Даже большинство экзаменов уже сдается с помощью компьютера. Но, несмотря на это, учителя по-прежнему заставляют школьников с первого класса следить за почерком и корпеть над прописями.

Корреспондент «АиФ Оренбург»  побеседовала о важности ручного письма с педагогом-психологом, выпускницей Оренбургской государственного педагогического университета Анастасией Рубцовой.

Что в почерке тебе моем?

Праздник День почерка появился в 1977 году по инициативе Ассоциации производителей письменных принадлежностей. Именно она призвала мир помнить об уникальности и важности ручного письма каждого человека.

Дата также была выбрана неслучайно. В этот день в 1937 году родился американский государственный деятель Джон Хэнкок, который в будущем первым поставит свою подпись под Декларацией Независимости. Его автограф был размашистым и крупным, что только прибавило авторитета его обладателю.

Почерк лишь на первый взгляд кажется чем-то обычным. Человек пишет, не задумываясь о том, как он это делает, не придавая значения наклону и размеру букв. Мало, кто замечал за собою, что манера письма отражает его характер или настроение в определенный момент. Ежегодно в рамках празднования Дня почерка во всем мире проходят всевозможные флешмобы. Помимо досуговой составляющей праздник призван напомнить человеку о важности ручного письма независимо от возраста и профессии.

Красивый почерк — дело техники

Дарья Крайнова, АиФ Оренбург: Почему людям, особенно детям, важно писать от руки?

Анастасия Рубцова, педагог-психолог: Ни для кого ни секрет, что для когнитивного (умственного) речевого творческого развития детей, особенно в раннем возрасте, активно используют задания для мелкой моторики рук. Без лепки, рисования, конструирования не проходит ни одно развивающее занятие. Это важно не только для подготовки рук к мелкой точной работе, такой как держание ручки, завязывания шнурков и тому подобное. Это стимулирует активность определённых участков головного мозга, в частности центры, отвечающие за речь. Речевые и моторные центры расположены близко друг другу. Ученые утверждают, что при нажатии кнопок клавиатуры эти центры не задействованы.

Навык рукописного текста подвластен нам не сразу. Овладение им требует большего внимания и усидчивости, чем, например, лепка из пластилина. Сложно поспорить с тем, что развитие заключается в усложнении деятельности, поэтому сначала мы рисуем пальцами или целыми ладонями и только потом берем кисть. Так же с письмом: сначала пишем печатные буквы, затем прописные. С усложнением моторной деятельности, активизируется большие участки мозга.

— Можно ли научить ребенка красиво писать?

— Безусловно, да! Это дело тренировки и мотивации. Дети в школе пишут каждый день, но красивый, разборчивый почерк это дело техники. От того, что вы будете много писать, почерк красивым не станет. В этом вопросе главное техника написания букв. В школе стоит задача научить писать детей, а вот технике исполнения уделяется мало времени. Из-за этого качество зачастую страдает. Существует много методик, которые позволяют скорректировать почерк в любом возрасте.

— Взаимосвязаны ли чтение и красивый почерк?

— Честно говоря, я не знаю ответа на этот вопрос, никогда не задавалась им. Знаю, что чтение влияет на объем словарного запаса и психические функции: память, воображение, внимание. Прямой зависимости красоты почерка от чтения не вижу.

— Зачем современным людям писать письма рукой, если можно послать SMS или отправить документ по электронной почте?

— Современные технологии сегодня предоставляют человеку большой выбор способа набора текста. Уже есть даже голосовой, где руки не задействованы совсем. Но, на мой взгляд, у людей есть уникальная способность, отличающая нас от животного мира, поднимающая нас на высшую ступень развития. Было бы обидно утратить ее.

Кроме того почерк каждого человека уникален, как отпечаток пальца. Возможно, именно поэтому подписанная от руки открытка или письмо воспринимаются нами более душевно, чем напечатанный текст.

Тропами памяти

— Что происходит с человеком, когда он перестает писать от руки? Почему нам, современным людям, бывает трудно что-то записать, если мы долгое время не брали в руки ручку?

— Замечали ли вы, что большинство двигательных навыков человеку дается нелегко? Начиная с прямохождения и заканчивая высокими спортивными достижениями. Спросите у артистов балета, сколько часов они тратят для того, чтобы их выступление было идеальным? И за какое время они теряют форму, если перестают повторять изо дня в день то, что, казалось, память запомнила на всю жизнь?

Письмо это такой же двигательный навык, которому мы научаемся в результате множественных повторений. При формировании любого навыка, в мозгу формируется нейронная связь, которая отвечает за новое действие. Если вы перестаете выполнять привычное для вас действие: писать, водить машину, читать, разговаривать на иностранном языке, то эта нейронная связь становится «лишним балластом» для мозга и перестает быть активной.

Но восстановить навык всегда проще, чем освоить что-то с нуля. Есть уже «протоптанная дорожка» — та самая неактивная нейронная связь, которую нужно только активизировать.

Возможно, когда-нибудь человечество достигнет такого уровня развития, когда мысли и образы от одного индивида другому будут передаваться «по воздуху», как сегодня SMS-ки. Но даже тогда в написанных от руки письмах, коротких посланиях и размашисто подписанных открытках сохранится особая магия чувств. Не зря еще Александр Герцен сказал: «Письма — больше, чем воспоминанья: на них запеклась кровь событий, это — само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное». И как точно подметила уже наша современница, американская писательница Лиз Карпентер: «Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова».

Оставить комментарий (0)

Загрузка...
ОПРОС

Нужно ли создать в Оренбурге стационарный зоопарк с дикими животными?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах