aif.ru counter
309

Анна ЖУРАКОВСКАЯ:Маленький Мук и Карлик Нос — сказки для детей или для взрослых?

Фото: АИФ

Я очень рано начала читать, спасибо маме с папой, года в 3. И в нашем доме была огромная библиотека, причем родители никогда не запрещали нам с сестрой какие-то книги под предлогом «тебе это еще рано». Именно поэтому, наверное, так называемые «взрослые» книги просто до поры до времени были нам не интересны.

И сколько я себя помню, я всегда любила сказки, причем я была крайне привередливой в этом вопросе — сказки мне нравились только интересные, мне не важно было народные они, или вышли из-под пера писателя. Главным всегда был захватывающий сюжет. Я просто уверена, что сказки — это именно та база, из которой вырастает любая другая литература.

На мой взгляд, люди, читавшие в детстве много сказок и не забывающие потом уже взрослыми их перечитывать, обладают таким замечательным качеством, как способность удивляться, более того, проносят эту способность через всю свою жизнь.

Вот и сегодня, в день рождения, на мой взгляд, одного из великих сказочников Вильгельма Гауфа, мне хочется поговорить о том, что сказки не бывают детскими или взрослыми, они бывают интересными и поучительными.

Если кто-то не помнит, кто такой Вильгельм Гауф, то он все равно знает такие персонажи как Маленький Мук, Карлик Нос и Калиф-Аист.

Я не очень люблю те фильмы или мультфильмы, которые созданы по мотивам сказок, но, может быть посмотрев эти фрагменты и вы, уважаемые читатели, захотите вновь окунуться в волшебный мир Гауфа.

 

Справедливости ради, нужно вспомнить и то, что из-под пера этого немца вышли не только сказки, но и романы «Человек с Луны», «Мемуары сатаны» и роман, признанный одним их лучших романов 19-го века, «Лихтенштейн», кстати последний был написан под влиянием произведений Вальтера Скотта.

Но вернемся к сказкам.

После окончания университета, Гауфа принимают на работу в качестве репетитора в семью барона, министра обороны и генерал Эрнста Югена фон Хёгеля. Именно для детей барона Вильгельм Гауф и написал свои волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». 

Не скрою, я перечитываю сказки Гауфа достаточно часто. Только уже будучи взрослой мне стало интересно побольше узнать об «родителе» Карлика Носа и Петера Мунка. К моему огромному удивлению, оказалось, что их написал совсем молодой человек, проживший всего 25 лет и скоропостижно умерший от лихорадки.

Когда мы говорим о ком-то, ушедшем рано из жизни: «Сколько он мог еще сделать!», мы забываем, что история не любит сослагательного наклонения и, возможно, так рано ушедшие Лермонтов и Пушкин, Моцарт и Высоцкий, произведениями которых мы упиваемся, в дальнейшем бы «исписались», возможно сама судьба уберегла их от старости.

Вильгельм Гауф (Wilhelm Hauff) родился 29 ноября 1802 года в Штутгарте, в почтенном вюртембергском семействе – оба его деда и отец были высокопоставленными чиновниками.

Однако после безвременной смерти главы семьи в 1809 году дела пошатнулись, и вдова с четырьмя детьми вынуждена была переехать в Тюбинген, к своему отцу. Этот переезд стал для юного Вильгельма благотворным. В его распоряжении оказалась богатейшая библиотека деда, да и сама атмосфера университетского Тюбингена, города философов и поэтов, располагала к творчеству и настраивала на романтический лад.

Гауфа очень часто называют «учеником» великого Гофмана. Однако современники Гауфа отмечали, что в его произведениях не хватает богатства языка, упрекали его в том, что через века мы называем достоинством — в легкости и изяществе сказок Гауфа.

Сказок о том, как бедняки наказывают богатых, о том, что доброе сердце важнее, чем деньги в сундуках — множество, но великий сказочник Гауф смог рассказать об этом легко и захватывающе.

И вот я в который раз перечитываю как Маленький Мук, одев волшебные туфли, пробегает всю страну вдоль и поперек, как Карлик Нос колдует над паштетом на герцогской кухне, или как угольщик Петер Мунк убегает от Михеля-великана...

 

Каждый из сборников сказок Гауфа объединены рассказчиками и событиями. Первый называется «Караван», именно на привале каравана и рассказывает встретившийся путникам незнакомец удивительные истории о Маленьком Муке, Калифе-Аисте и отрубленной руке.

Во втором альманахе «Александрийский шейх Али-Бану и его невольники» старик-раб рассказывает собравшимся удивительные истории про Карлика Носа и волшебника Альмансора.

А третий рассказчик сидит в харчевне в Шпессарте и повествует о страшных и мистических событиях из жизни угольщика Мунка и о приключениях Саида.

Сказки Гауфа, мистические и в то же время не мрачные, как и все сказки народов мира рассказывают о добре и зле, о богатстве и бедности, о валсти и безвластии.

Но лучше всего, на вопрос «В чем, собственно, кроется великое очарование сказки?» отвечает сам Гауф словами стрика — невольника: «Ум человеческий еще легче и подвижней воды, принимающей любую форму и постепенно проникающей в самые плотные предметы. Он легок и волен, как воздух, и, как воздух, делается тем легче и чище, чем выше от земли он парит. Поэтому в каждом человеке живет стремление вознестись над повседневностью и легче и вольнее витать в горных сферах, хотя бы во сне. Сами вы, мой молодой друг, сказали: "Мы жили в тех рассказах, мы думали и чувствовали вместе с теми людьми", - отсюда и то очарование, которое они имели для вас. Внимая рассказам раба, вымыслу, придуманному другим, вы сами творили вместе с ним. Вы не задерживались на окружающих предметах, на обычных своих мыслях, - нет, вы все переживали: это с вами самими случались все чудеса, - такое участие принимали вы в том, о ком шел рассказ. Так ваш ум возносился по нити рассказа над существующим, казавшимся вам не столь прекрасным, не столь привлекательным, так ваш дух витал вольней и свободнее в неведомых горных сферах; сказка становилась для вас явью, или, если угодно, явь становилась сказкой, ибо вы творили и жили в сказке».

Читайте и перечитывайте сказки!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах