Примерное время чтения: 7 минут
394

«Живые театральные уроки». Когда искусство приходит в дом

В Оренбургской области стартовал проект
В Оренбургской области стартовал проект "Живые театральные уроки". / Анна Коннова / АиФ

Такого количества молодых зрителей одновременно ДК «Криолит» в Кувандыке, пожалуй, не видел давно. В зале были заняты практически все 540 мест. Здание гудело, как улей. На сцене – декорации, в зале – огромный пульт звукорежиссера. К показу готовится спектакль-фантасмагория Оренбургского государственного областного театра кукол «Мертвые души».  

Новая аудитория

В Год Театра два областных министерства – культуры и образования, - организовали совместный проект «Живые театральные уроки». Подобный проект реализует Орский драмтеатр. Но театральные уроки вышли на региональный уровень. В просветительском проекте принимают участие Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького, Оренбургский областной театр кукол, театр музыкальной комедии, Орский государственный драматический театр им. А.С. Пушкина, Оренбургский татарский драматический театр им. М. Файзи. 

За 2019 год более 50 постановок будут показаны в городах и районных центрах, постановки увидят тысячи зрителей. Уникальность проекта заключается в том, что на сценах представлены постановки, которые созданы по шедеврам литературы отечественной и мировой классики, которые изучаются  школьной программой.   

- Почему «живые театральные уроки?», - отвечает на вопрос журналистов Евгения Шевченко, министр культуры и внешних связей Оренбургской области. - Потому что по итогам просмотра каждого спектакля состоится непосредственное, живое и заинтересованное общение с режиссером, с постановщиками. Можно будет задать вопросы актерам, поделиться тем, что понято, и расспросить о том, что осталось без ответа. Это синтез двух лучших, на мой взгляд, искусств – театрального и литературного.  Он дает особую синергию, особое погружение в материал, создает новое впечатление. Мы вовлекаем в театр новую аудиторию из небольших населенных пунктов – наших новых зрителей.  И я надеюсь, что когда они окажутся в большом городе, первым местом, куда они пойдут, будет театр.

Фото: АиФ/ Анна Коннова

Два министерства работают в тесном сотрудничестве. У каждого спектакля проекта должна быть своя аудитория, и это обсуждается каждый раз при составлении плана репертуара. Зрителями становятся не только ученики, но, конечно, и педагоги русского языка и литературы, которые будут принимать участие в диалоге после спектакля. Учителя, возможно, что-то новое привнесут в свои уроки, ведь наверняка обсуждение продолжится и после спектакля, на уроках.

«Мертвые души» - спектакль для взрослых

Поэма Гоголя «Мертвые души», дописанная в 1841 году, остается актуальной и по сей день.

«Я вышел на улицу, посмотрел вокруг, и понял, что ничего, к сожалению, не меняется, - ответил на вопрос, почему именно это произведение легко в основу спектакля, режиссер-постановщик, Заслуженный артист России Вадим Смирнов. -  Мы не думали о сложности того, что делаем. Да, это фантасмагория. Всё , что написано Гоголем, всегда связано с нереальной силой. И Булгаков написал совершенно потрясающий сценарий, который когда-то не снял Пырьев, потому что это было  запрещено. Когда персонажи говорят, что город нищает, а мошенник сидит на мошеннике – звучит крамольно и главное – современно и сегодня».

Фото: АиФ/ Анна Коннова

Спектакль идет, как идет суд, сейчас это модно. Персонажи возникают из бумаг, из дел, безликие чиновники не видят и не слышат, а куры – наоборот – у Коробочки разговаривают, памятники у Собакевича дают советы. «Это спектакль для взрослых, - не отрицает режиссер. - Уходит традиция вербального театра. Он должен быть зрелищным. И мы тоже к этому стремимся. Но хочется, чтобы слово всё-таки оставалось – наравне со зрелищностью, чтобы зритель текст слушал, понимал и воспринимал».

И зрители смотрели и понимали. Смеялись над хронической скупостью Плюшкина, вслушивались в торг с Собакевичем, пытались понять сочувствует ли автор Чичикову. И когда спектакль окончился, никто не бросился в гардероб. Ребятам было интересно пообщаться с режиссером Вадимом Смирновым и с актерами, чьи лица на протяжении спектакля были скрыты масками. Один из зрителей попросил уже с открытыми лицами показать игру с куклой, что и было с удовольствием продемонстрировано. Как выбирали профессию актера театра кукол, сколько длится работа над спектаклем, что нового увидит зритель и приедет ли коллектив в Кувандык еще раз – эти и другие вопросы были заданы тем, кто отработал на сцене больше часа. И актеры с удовольствием, юмором и серьёзно отвечали обстоятельно и заинтересовано.

Фото: АиФ/ Анна Коннова

«Это настоящее событие!»

«Мы привезли детей 9,10,11 классов, всего – 21 человек, - делится впечатлениями Дина Евгеньевна Тыщенко, старшая вожатая Ибрагимовской средней школы. – Мы даже и представить не могли, что на кувандыкской сцене могут быть установлены такие декорации, такой звук, свет! В следующий раз, если будет такая возможность, можно и два рейса сделать, чтобы привезти в два раза больше детей». «Таких профессионалов мы еще не видели! – говорит ученица 9 класса Бабенкова Ксения. – Я еще не читала поэму, но теперь сделаю это с удовольствием. Спектакль произвел на меня большое впечатление!»

Проект «Живые театральные уроки» начал своё шествие по Оренбуржью. Ребят ждут театральные открытия, знакомство с литературой в ее лучшем проявлении, новые встречи и поиск ответов на вечные вопросы. Отвечать на которые искусство помогало всегда.

Фото: АиФ/ Анна Коннова

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах