207

«В новом городе ищу музей». Лучший гид России – об экскурсиях и Моцарте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. АиФ в Оренбуржье 09/11/2017
«Музей не должен опускаться до уровня массовой культуры. Мы стараемся поднимать человека выше».
«Музей не должен опускаться до уровня массовой культуры. Мы стараемся поднимать человека выше». / Ангелина Бикеева / Из личного архива Андрей и Наталья Трегубовы

Оренбурженку Ольга Вонсович назвали лучшим гидом России по результатам Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии в индустрии туризма», организованного Федеральным агентством по туризму. Она работает экскурсоводом в Музее истории Оренбурга и заведует научно-просветительским отделом. «АиФ Оренбург» узнал у Ольги Викторовны, кто сегодня ходит в музеи, все ли средства хороши для привлечения посетителей и как меняются музеи в современных условиях.

Детская мечта

«АиФ Оренбург», Людмила Максимова: Ольга Викторовна, как вы стали экскурсоводом?

Ольга Вонсович: Когда я заканчивала школу, учитель привёз наш класс (из села Кардаилово, где я жила), в Музей истории Оренбурга. Меня так поразил экскурсовод, что тогда же я тоже захотела стать экскурсоводом. Я поступила на истфак педуниверситета (Оренбургского педагогического университета). И после его окончания сомнений не было, чтобы работать в музее. С тех пор я ему служу уже 10 лет.

У нас работают люди гуманитарного склада: историки и филологи. Математики здесь не смогут - у них другой склад ума. Кроме того, человек обязательно должен быть «говорящим».

- А молодые люди приходят работать в музей? Их не пугает невысокая зарплата?

- Сегодня мы не жалуемся на зарплату. У нас трудятся и молодые специалисты. Причём, следует отметить, что устраиваются работать выпускники, мотивированные на музей и закончившие высшие учебные заведения с целью работать здесь.

- Экскурсовод всегда учится?

- Нельзя сказать, что я готова ко всему и пришёл предел моему развитию. Мы постоянно изучаем что-то новое или повторяем старое. Ходим в библиотеки, архивы. Не представляю, как раньше экскурсоводы обходились без интернета. Мы много внимания уделяем опыту наших коллег. Ездим на конференции, где они рассказывают о своих наработках. А если попадаю в другой город, в первую очередь узнаю, где музей, и мы туда отправляемся всей семьёй. В Москве всегда бываю в Третьяковке, Государственном историческом музее и в музеях Московского кремля. И дома постоянно что-то читаем, ищем, готовимся к выставкам. Но при этом мы используем официальные проверенные ресурсы - сайты библиотек и архивов, ведь в интернете такой сор, которым, к сожалению, себя наполняют люди. Порой удивляешься на экскурсии: «Где вы это взяли?»

Все работники музея готовят экспозиции вместе. У нас нет разделений: «Нет, это не моя обязанность». Все действуют сообща и с любовью к делу.

Когда я участвовала во всероссийском конкурсе, мне пришлось освоить видеомонтаж (после того, как я выиграла в региональном этапе конкурса, получила приглашение на федеральный). Я должна была ответить на вопросы теста и подготовить видео о своей работе. Оставалось немного времени, а я никогда не сталкивалась с видеокамерой. Организаторы предложили воспользоваться селфи-палкой. Вооружившись ей и телефоном, я отправилась на прогулку по городу. Я была уверена, что видео получилось не очень хорошим. Однако каково было удивление, когда его отметили, а меня и вовсе назвали «лучшим экскурсоводом».

Живое слово

- Вы работаете уже 10 лет. Как меняется культурный уровень посетителей?

- Приходят образованные люди. С ними очень интересно беседовать. Вы знаете, возле памятника Пушкину (что перед музеем) до сих пор назначают свидания и приходят к нам на экскурсию. Часто бывают бабушки с внуками, вспоминают, как ходили сюда детьми. Музей для детей и молодёжи - место таинственное. К сожалению, студенты сегодня, возможно, в силу нагрузки, не находят время, чтобы побывать у нас. Поэтому именно для таких посетителей, кому не хватает времени в будни, в музеях проводятся специальные акции - «Ночь искусств», «Ночь музеев».

- Дети стали другими, они иначе воспринимают информацию. Как это повлияло на ваши формы работы?

- Сегодня детям будет скучно, если им просто рассказывать о чём-либо. Они хотят проникнуть вглубь события, прикоснуться к нему. В связи с этим мы предполагаем различные интерактивные занятия. Например, сегодня после экскурсии дети могут поучаствовать в мастер-классах, связанных с темой экспозиции.

С кем интереснее всего работать? Любой посетитель интересен по-своему. Но ничто не сравнится с восторженными глазами детей. Однажды спросили: «Ольга Викторовна, откуда вы столько знаете?».

- Сегодня в более или менее крупных музеях есть мониторы, откуда можно узнать информацию о каждом предмете музея. Так для чего нужен экскурсовод?

- Знаете, это как телевидение и театр, которые существуют параллельно друг другу. У каждого своя аудитория. Так и в музее. Некоторые посетители выбирают аудиогид, чтобы просто узнать информацию, а для других важно живое общение - живое слово.

- Чего сегодня не хватает музеям?

- Меняется посетитель, а мы должны идти в ногу со временем. Поражают крупнейшие интерактивные музеи. Нам не хватает современных информационных технологий. В этом отношении мы пока не можем сравниться с крупными музеями Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас появилось множество грантовых конкурсов, которые стали шансом выйти немного вперёд. Мы разрабатываем проекты, чтобы участвовать в них.

Только Моцарт!

- Как сегодня вы привлекаете в музей посетителей?

- Выставка будет жить после презентации, если на ее базе будут проходить экскурсии, мероприятия. Особенно популярны в городе такие ежегодные акции, как «Ночь искусств» и «Ночь музеев». Музей каждый раз готовит новую программу на основе своих экспозиций. Приходит от тысячи до двух тысяч человек. После этого в музей становится больше посетителей (работает сарафанное радио).

- Все ли средства хороши? Так, в одном из музеев области на выставке Ван Гога играла попсовая музыка.

- Музей не должен опускаться до уровня массовой культуры. Мы стараемся поднимать человека выше. Стремясь понять его или современного ребёнка, мы, конечно, говорим на доступном языке, но не на сленге и не обращаемся к чему-то низкосортному. Какие «лабутены», тут только Моцарт может звучать!

- Напоследок, Ольга Викторовна, практический вопрос: как найти хорошего экскурсовода в незнакомом городе?

- Сегодня у многих музеев есть странички с отзывами об экскурсоводах, так вы можете выбрать. Правда, нельзя полностью доверять им, потому что нередко они не соответствуют действительности. 

Справка
20 октября 2017 года в Москве прошла церемония награждения победителей и призеров юбилейного Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии в индустрии туризма», организованного Федеральным агентством по туризму. Конкурс проходил в 2 этапа: на региональном и федеральном уровнях. Специалисты туриндустрии боролись за звание лучшего в четырех номинациях: «Лучший работник службы приема и размещения гостиницы/иного средства размещения», «Лучший менеджер по въездному и внутреннему туризму», «Лучший экскурсовод (гид)» и «Лучший специалист службы эксплуатации номерного фонда (горничная)». Также была возможность попробовать свои силы в трех подноминациях: «Гид-переводчик», «Менеджер по детско-юношескому туризму» и «Специалист в сфере доступного туризма». Всего в 2017 году конкурс проводился в 51 субъекте Российской Федерации, свои заявки подали более 350 человек. Максимальное количество участников в этом году было из Краснодарского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Башкортостан, Оренбургской, Липецкой, Свердловской областей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах