Примерное время чтения: 10 минут
1114

Шагая по степи. Оренбургский край глазами Сергея Жданова

Сюжет Природа Оренбуржья
Дарья Крайнова / АиФ

26 августа в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств открылась выставка живописных и фоторабот Сергея Жданова. «Шаги по степи», а именно так называется выставка, знакомили посетителей с таким оренбургским краем, каким его видит фотограф и художник. По степи Сергея Жданова прогулялась и корреспондент АиФ в Оренбурге.

От фотоаппарата – к кистям и краскам

Перед началом выставки для ее посетителей и журналистов прошла небольшая пресс-конференция, на которой Сергей Иванович в очередной раз признался оренбургским степям в любви и поделился, почему так пленен селом Аксаково Бугурусланского района.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Эта выставка работ Жданова посвящена 225-летнему юбилею  великого русского писателя-натуралиста Сергея Аксакова, чья жизнь и творчество тесно связаны с Оренбургским краем, а именно с родовым селом в Бугурусланском районе.

Фотографией Сергей Иванович занимается вот уже 11 лет. К фотоаппарату его привела газета «Комсомольская правда», а конкретно - статьи и иллюстрации Василия Пескова. А вот любовь к оренбургскому краю в фотографе развивал Сергей Тимофеевич.

«Аксаков так рассказывал о красоте степи, что у меня появилось желание пойти по его стопам. Читая «Детские годы Багрова-внука», я понял, что то, что описывал писатель нужно возрождать», - делится воспоминаниями фотограф-анималист.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

В «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» Аксаков писал: «Со временем не останется лоскута нераспаханной степи в Оренбургской губернии. Вопреки землемерским планам и межевым книгам, все ее земли удобны, все должны быть населены, и все, написанное мною о степных местах этого чудного края, сделается преданием, рассказом старины».

Среди фоторабот были представлены и такие, которые лучше всего описываются современным словом «мимимишные». Обнимающиеся суслики, огромные совиные глаза, смотрящие в камеру, тушканчик в «полете» и пернатые хищники – обитатели степей, милующиеся в своих гнездах… Ничего не скажешь – кадры уникальны и удачно пойманы. Про свое увлечение Сергей Иванович сказал так: «Когда нет слов любви, есть фотография, зеркальное тепло моей души».

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Что заставило взяться фотографа-анималиста за кисти, Жданов тоже пояснил – с помощью фото он не сможет показать больше, чем ему может показать природа. А вот живопись – это совершенно другое дело. Сначала добрый друг Сергея Ивановича, известный оренбургский фотограф Владимир Соколов, помог ему с выбором фотоаппарата. Затем многолетняя дружба с художниками Юрием Рысухиным, Александром Овчинниковым, Георгием Чеботниковым и другими помогли Жданову исполнить давнюю мечту - работать с красками. Многие из его картин пропитаны не только духом христианства, но и образами из языческих преданий Древней Руси. Например, рядом с одной из картин была размещена табличка с текстом из Святого Писания, а рядом с диптихом «Карачун и Каляды» - справка о славянском празднике. Также к некоторым фотоработам прилагались и цитаты их стихотворений, которые Сергей Иванович написал сам.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

На одной из своих картин художник воплотил сразу несколько идей и смыслов, связанных с Оренбуржьем. Вот стоит скрипач. По признанию Жданова, именно скрипичной музыкой звучит степь. А рядом с музыкантом - Емельян Пугачев. Его вырванное сердце держит в своих лапах черный ворон. Этот образ связан с последними словами умирающего Пугачева. Перед смертью один из самых известных разбойников, самозванцев и бунтовщиков без конца повторял «Я – ворон, я – ворон». Что значили эти слова, так и осталось тайной.

Степь начинается с Аксаково

Выступая перед посетителями выставки, Сергей Жданов постоянно делал отсылки к произведениям любимого писателя Сергея Тимофеевича и к родовому селу его семьи – Аксаково. По словам фотохудожника, любовь к степи начинается именно с этого места.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

«Знаете, в Китае рядом со стеной стоит камень, а на нем высечено изречение «Кто был на китайской стене - тот молодец». Так вот я хочу сказать, кто ни разу в жизни не был в Аксаково – тот большой не молодец!», - заверил собравшихся фотограф.

Самого Аксакова Жданов считает одним из великих русских писателей и отмечает его пророческий дар. Дар этот проявился, например, в самом знаменитом произведении Сергея Тимофеевича – сказке «Аленький цветочек». Фотохудожник обратился к посетителям с вопросом – помнят ли они, как Девица общалась с Чудовищем, когда ее испугал его грозный голос?

«За двести с лишним лет Аксаков предсказал появление смс и наших с вами телефонов. После того как Чудовище испугало девушку, оно стало общаться с ней с помощью белой мраморной стены, на которой появлялись и исчезали алые слова. «Прочитала она словеса огненные, и пропали они со стены белой мраморной, как будто их никогда не бывало там», - процитировал художник.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

В русской сказке, в отличие от зарубежных аналогов, фокус с превращением Чудовища в человека не прошел бы от простого «я тебя люблю». Это особенно отметил Жданов в своей беседе с гостями. Для того чтобы чудище лесное превратилось в прекрасного царевича, девице понадобилось сказать «Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю тебя как жениха желанного!..», где вся магия заключалась в слове «желанного». Именно эту фразу гости стали предлагать помещать в каждом ЗАГСе страны.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

О семье Аксаковых и их связи с Оренбургским краем Сергей Жданов рассказывал много. Для него писатель не просто «один из», а творец, подтолкнувший его к, можно сказать, делу жизни. Благодаря фотоработам, люди, посетившие выставку, смогли увидеть знакомую степь по-новому. Одно из центральных мест в экспозиции занимают две фотографии и одна авторская картина, на которых изображен советский журналист, писатель, анималист, фотокорреспондент Василий Песков. Его, как уже упоминалось выше, автор представленных экспонатов считает своим вторым идейным вдохновителем. Кстати, Василия Михайловича с ведром и удочкой Жданов запечатлел на том же месте, где рыбачил сам Аксаков. 

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

Выставка «Шаги по степи» стала сообразным итогом последних нескольких лет, который фотограф и художник Жданов подвел в преддверии выхода третьей книги из серии «Записки фотоохотника». Однако глядя на энергию, которая так и бьет ключом из этого человека, понимаешь, что впереди оренбуржцев ждет еще не одна выставка.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах