Примерное время чтения: 6 минут
498

Зинаида Карпович: «Год культуры должен быть всегда»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. "АиФ в Оренбуржье" 09/01/2014

Наступивший год объявлен в нашей стране Годом культуры. В области уже составили план мероприятий и даже заложили некую сумму денег на их проведение в бюджет. работники сферы культуры замерли в ожидании. Вот только чего именно ждать, неизвестно.

О том, почему на культуру нужно обращать внимание не только один год, в каком состоянии она сегодня в  Оренбуржье, и какие надежды возлагают деятели культуры на свой год, беседуем с Зинаидой Карпович, заслуженной артисткой РФ, ведущей актрисой областного драматического театра им. Горького.

Задачи без инструментов

- Зинаида Михайловна, скажите честно, чего вы ждёте от Года культуры?

- Честно говоря, я и не знала, что следующий год объявлен Годом культуры. А ждать от него - мы ничего не ждём. В плане денег надеяться не на что, потому что огромные суммы ушли на подготовку Олимпиады. Думаю, этот проект будет сказываться на финансировании не только культуры ещё пару лет.

Что касается творчества, то здесь уже всё зависит от того, кто стоит у руля театра или дома творчества - неважно, какое это по статусу учреждение культуры. Если человек заинтересован в развитии, то он найдёт способ привлечь спонсоров или обойтись, как говорится, «малой кровью» не в ущерб качеству. Ведь, честно говоря, деятели культуры никогда не были избалованы финансовым вниманием.

- На мой взгляд, здесь некий диссонанс. Высшие власти начинают беспокоиться о том, что молодёжь забывает русский язык, что из-за нехватки культурного просвещения падает воспитание и образование. По сути, власть просто ставит задачи, но не даёт инструмента в виде денег…

- Полностью согласна. По своему второму образованию я педагог дополнительного образования. Нам ни единым рублём ни разу не помогли чиновники - всё за счёт родителей и спонсоров. И театру порой очень сложно собрать средства на поездку на какой-нибудь фестиваль. К счастью, у нас всё в порядке с текущим репертуаром. В этом мы своего зрителя не подводим. Да и театр музыкальной комедии наконец-то порадовал горожан новой яркой постановкой. Единственное «но» - всё это снова за счёт зрителей, а ведь в Оренбурге ещё пока мало ценителей театра, готовых отдавать за поход на спектакль по тысяче рублей. К сожалению, власти пока не готовы брать на себя хотя бы часть расходов на билеты, а театры только за счёт этого могут окупить свои затраты на костюмы и декорации.

На вкус и цвет

- Скажите, а кто сегодня ходит в театры?

- Зритель сейчас самый разный, и это не может не радовать. Приходит и молодёжь, и пожилые люди. Причём театр снова стал местом, куда выходят «в свет» - люди приводят себя в порядок, продумывают наряды. При этом изо дня в день публика меняется - сегодня это солидные люди, а завтра - молодое поколение. Часто бывает, что зрители ошибаются с выбором спектаклей, ведь каждый из них рассчитан на определённую аудиторию. Для старшего поколения - классика: Островский, Чехов; для более молодых людей - мюзиклы. Есть и сказки для детей, а сейчас у нас в театре готовят постановку для подростков. Ведь, чтобы человек не перестал любить театр, нужно, чтобы он в репертуаре каждый раз находил что-то для себя. В Оренбурге часто бывает, что ребёнком кому-то очень нравятся спектакли, а потом он до 20-25 лет просто не ходит - смотреть нечего. Поэтому репертуар должен быть сбалансированным.

- Как вы относитесь к смелым и необычным постановкам классических произведений?

- Лично для меня это непривычно. Я всё же академическая актриса и работаю в академическом театре. В столице уже давно привыкли к новым прочтениям известных пьес. Там этим уже никого не удивишь. Но в провинции, где театров очень мало, порой в городе он только один, это довольно опасно. Я считаю, что для каждого зрителя должен быть выбор.  Хочешь авангард? Вот тебе небольшой театр, который ставит такие спектакли. Хочешь классическую постановку? Добро пожаловать в старый добрый драматический театр. Хочешь чего-то весёлого? Иди в музыкальный театр. У нас ведь пока нет такого выбора. Поэтому нам нужно блюсти репутацию театра и труппы.

Каждый год - праздник

- Какие изменения грядут в театре в связи всё с тем же Годом культуры?

- Не знаю, кажется, никаких. Как работали, так и будем работать. Я вообще не понимаю, что значит «Год культуры». То ли в этот год нужно всем обязательно каждую неделю ходить в театры? Но получается, что тогда в остальное время можно не ходить? Или театрам в этот год нужно усиленно работать, ставить новые спектакли, активно участвовать в фестивалях? Но и это нужно делать постоянно, иначе никакое учреждение культуры не выживет в современных условиях. Словом, я бы сказала, что каждый новый год должен быть своеобразным Годом культуры в любом театре и для каждого зрителя.

ДОСЬЕ

Зинаида Михайловна Карпович родилась в 1949 году. Работала в театре Волгограда, а с 1976 года - в Оренбургском областном драматическом театре. В 1998 году отмечена премией областной администрации за лучшую актёрскую работу года в спектакле «Не верь глазам своим». В 2006 году присвоено звание «Заслуженная артистка России». В 2010 году удостоена областной губернаторской премии «Оренбургская лира» за роль Надежды Антоновны Чебоксаровой  в спектакле «Бешеные деньги».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах