Примерное время чтения: 6 минут
337

Виктор Ерофеев: «…книжки я пишу не для того, чтобы что-то разрушать или построить…»

Виктор Владимирович Ерофеев родился в семье советского дипломата 19 сентября 1947 года. Часть детства провёл с родителями в Париже. Наверное это во многом сказалось на том, что он впоследствии очень много писал о французкой литературе, отдавая дань ее прозрачности . « …французская литература мне нравится прозрачностью мысли. В ней нет удушливой вони и туманности, после Декарта она стала картезианской – совершенно прозрачной и этим меня всегда подкупала».

В 1970 году окончил филологический факультет МГУ, в 1973 году — аспирантуру Института мировой литературы. Известность получил после публикации эссе о творчестве маркиза де Сада в журнале «Вопросы литературы».

В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию «Достоевский и французский экзистенциализм», которая вышла в 1991 году в США в виде отдельной книги.

В 1979 году за организацию в самиздате неподцензурного альманаха «Метрополь» был исключён из Союза писателей. До 1988 года его не печатали в СССР.

Первый роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» был опубликован в 1990 году и переведён впоследствии более чем на 20 языков. Впервые этот роман вышел во Франции под названием «La Belle de Moscou» («Московская красавица»). Писатель написал его за несколько лет до публикации. Повествование в романе ведётся от имени главного персонажа Ирины Таракановой, рассказывающей, как многие, наверное, думают, лишь о своих сексуальных похождениях. Но если внимательно читать эту книгу, то вы увидите сложный и трагический мир русской женщины, противоречивый и все пропускающий через сердце.

В 2001 году итальянский режиссёр Чезаре Феррарио поставил по роману одноимённый фильм, главную роль в котором сыграла болгарская фотомодель Ралица Балева. Сам Ерофеев расценил экранизацию как неудачную.

Как сказал в 2008 году Ерофеев, «Не я скандальный писатель. Это наше общество не способно воспринимать мои произведения как литературный текст. На мой первый роман «Русская красавица» вышло более 200 рецензий, из них только одна положительная, и то, написана она была французским критиком!».

По рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992 году. В 1993 году по этому же рассказу был снят одноимённый фильм (режиссёр Александр Рогожкин).

Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006).

С февраля 1998 года — автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» (телеканал «Культура»). Вот как писал сам Ерофеев об этой программе: «Мы занимаемся душевной стоматологией: разбираем нашу душу и лечим дырки, если это возможно, а некоторые зубы вырываем. Боли мы никому не причиняем. Программа — довольно редкая для телевидения: она не конфликтная, не сталкивает мнения. Это платоновские беседы по поводу того, что мы в жизни собой представляем. Наша программа — литературная. Мы ищем ценности, опираясь на книги, на жизнь писателей. Как ни странно, несмотря на сложность и порой нескрываемую глупость этой передачи, у нее возникла большая аудитория. Нам удалось сделать главное — чтобы сложные темы доходили до самых неискушённых людей, но при этом оставались весьма искушёнными» ( Журнал «Огонёк» № 4, 23 января 2006).

Виктор Владимирович много в своих публикациях и интервью рассуждает и о современном месте России. «Я недавно отчетливо понял, что Россия – это миф, и мы все в нем живем. Отчасти мне помог это осознать Алексей Федорович Лосев, чью книгу «Диалектика мифа» я сейчас перечитываю. Там ничего нет по поводу России, но много написано о мифологическом сознании. И вдруг я увидел, что мы нечто такое архаическое, мифологическое. У нас есть свои положительные боги и герои, включая Сталина, но есть и отрицательные, включая Чубайса. Целый пантеон. Это сознание, культивировавшееся веками, теперь позволяет держать людей под колпаком. И из него очень трудно вырваться. Хотя отдельным людям удается посмотреть на себя со стороны. Но тут возникает вопрос: когда мы развиваем модернизацию, что мы делаем с этим мифом (при условии, что Россия – миф)? Мы его разрушаем, потому что миф незыблем, он есть и его не надо модернизировать. Он, в конце концов, сам сгорит, как древние боги. Модернизация может изменить Россию, освободить нас от мифа. Миф рухнет, и не исключено, что с ним завалится и Россия. И тогда получается, что Путин – продолжение мифа, культ силы, секс-символ и т.д. А вот Медведев уже другой, и он может стать разрушителем этого мифа, как Чубайс или Горбачев. И кто нужен России, непонятно? Поэтому когда вы задаете вопросы: что делать и кто виноват, мы оказываемся в уникальной ситуации, на уровне каких-то африканских стран. Только там нет такого размаха, ответственности и боеголовок, как у нас. Мы миф, и мы об этом не догадываемся, считаем, будто живем в нормальной стране. И руки, ноги, кажется, ничем не связаны. Но в то же время связаны всеми мифологиями. И так как еще много не осознаем, то до ответа нам еще очень далеко».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах