1003

«Ах, Александр Сергеевич, милый!». Пушкин в современной массовой культуре

Памятники великому русскому поэту и писателю можно найти не только на его родине.
Памятники великому русскому поэту и писателю можно найти не только на его родине. © / 591360 / pixabay.com

Александр Пушкин до сих пор является самым известным и самым актуальным классиком, убедиться в этом несложно, ведь о нем на протяжении веков снимают кино, ему посвящают стихи, слагают песни, и даже продвигают товары с помощью его узнаваемого образа. Знакомился с влиянием Пушкина корреспондент «АиФ Оренбург»

Экранизации Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин является, пожалуй, одним из самых экранизируемых русских классиков, как в нашей стране, так и зарубежом. Практически все его произведения хоть раз ставились на сцене театра или снимались в кино или мультипликации. Одной только «Пиковой дамы» известно не менее 20 экранизаций, причем география довольно широка: США, Франция, Германия, Бразилия, Польша... А первый фильм по «Пиковой даме» был немым на основе оперы и снят в 1910 году, причем он сохранился даже до наших дней. «Евгений Онегин» неоднократно экранизировался в Финляндии, Германии и США, «Капитанская дочка» - в Италии, Испании, Франции, что говорит об интернациональности пушкинского языка. Сам Александр Сергеевич неоднократно становился главным героем различных кинофильмов и спектаклей, Пушкина в разное время играли такие артисты, как Петр Алейников, Александр Михайлов,  Сергей Безруков, Евгений Стычкин.

Споемте о Пушкине?

Ну и конечно же, про Пушкина не только снимают, но и поют. Так, многие любители творчества Юрия Шевчука наверняка помнят его невероятно мелодичную песню «В последнюю осень», где есть такой куплет: «Ах, Александр Сергеевич, милый, / Ну что же Вы нам ничего не сказали / О том, что искали, держали, любили / О том, что в последнюю осень Вы знали…». Любовь к осени – не единственное, что объединяет величайшего поэта 19 века и нашего современного рок-классика. В творчестве Шевчука встречаются также тема Петербурга и тема Родины, близкие и «солнцу русской поэзии». Несмотря на то, что два века отделяют Юрия Юлиановича Шевчука и Александра Сергеевича Пушкина, мы ощущаем тесную связь временных и пространственных отношений, когда слушаем песни «ДДТ» и вспоминаем стихи Пушкина. Вопрос, заданный сквозь века Шевчуком Пушкину, может повторить каждый из нас, но и жизни не хватит, чтобы найти ответ. «Уходят в последнюю осень поэты, / И их не вернуть, заколочены ставни, / Остались дожди и замерзшее лето, / Осталась любовь и ожившие камни».

Пушкин в рекламе

Образ «солнца русской поэзии» настолько популярен и узнаваем, что его не перестают использовать в рекламе. Уж что только не приходилось рекламировать Пушкину! Иногда, впрочем, образ Пушкина используется довольно удачно, например, в 2012 году вышла креативная реклама, мотивирующая людей к чтению, авторы которой изобразили классиков русской литературы – Пушкина, Толстого и Чехова – в спортивных костюмах, дающих тренерские советы. Александр Сергеевич, написавший огромное количество коротких и длинных произведений разных жанров, в этой рекламе подсказывал: «Начинай с небольших текстов. Постепенно увеличивай нагрузку».

Но несколько раз Пушкин «засветился» и в довольно провокационной рекламе. Например, предметом судебных прений стал алматинский постер, на котором был изображен Александр Сергеевич, целующийся с казахским народным композитором Курмангазы (на манер знаменитого поцелуя Брежнева и Хонеккера, изображенного на Берлинской стене), что являлось рекламой гей-клуба. А еще Пушкину чуть не пришлось рекламировать… презервативы! Екатеринбургский креативщик придумал размещать на упаковках резинового изделия № 2 портреты классиков русской литературы с их цитатами, которые при желании можно трактовать двусмысленно (у Александра Сергеевича позаимствовали строчку «Я не хочу печалить вас ничем»).

Кстати, существует история о том, что сам Пушкин еще при жизни имел некоторое отношение к рекламному делу и даже немного заработал, разрешив использовать свой текст в рекламных целях. В воспоминаниях его друзей описывается следующий анекдот: будто бы однажды утром Пушкину, который был не в духе после карточного проигрыша, сообщили, что его хочет видеть некий немец. «Господин Пушкин, я желаю купить ваш товар», - заявил визитер. «Какой товар? Ведь я пишу стихи!» - не понял Пушкин. «Стихи мне и нужны. Видите ли, я торгую сапожной ваксой собственного изготовления и хочу на ярлыках, которые наклеиваются на банки, печатать ваши слова – очень хорошие слова, которые великолепно подходят для моего товара», - пояснил торговец. Оказалось, он имел в виду следующие строки: «яснее дня, чернее ночи», которые хорошо бы подошли для рекламы ваксы. Покупатель предложил за услугу хорошую цену – 50 рублей, и Пушкин согласился.

Это далеко не все примеры, которые доказывают, что Александр Сергеевич присутствует в жизни каждого россиянина, даже того, кто давно не держал в руках его книги.

  • Как давно Вы читали произведения Пушкина?

    • 20%
      Произведения Пушкина – мои настольные книги
    • 36%
      Менее полугода назад
    • 20%
      Несколько лет назад
    • 24%
      Со школы его книги в руки не брал(ла)
    • 0%
      Даже в школе не осилил(ла)
    • 0%
      А кто это такой?
Всего: 75
Все опросы

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах