Зрелища не по карману? В регионе осталось мало развлекательных мероприятий

День города в Оренбурге в 2019 году был массовым, ярким, весёлым. © / Петр Петров / АиФ

Лето 2022 года может войти в историю Оренбурга как одно из самых скудных по количеству проведённых массовых мероприятий (не считая ковидных периодов). С 2010-х число всевозможных городских праздников, фестивалей, открытых концертов и прочих массовых «тусовок» сокращается, хотя горожане и готовы охотно принимать в них участие. О том, почему в городе всё реже можно найти интересные «зрелища» и о современных event-тенденциях, мы беседуем с организатором массовых мероприятий, руководителем ивент-компании Еленой ПРОДИУС.

   
   

Спрос есть – спонсоров нет

Антон Цепилов, «АиФ Оренбург»: Не так давно в Оренбурге практически каждую неделю летом проводили какие-нибудь массовые мероприятия. Причём, уникальные даже в формате Приволжского округа – например, «Мой папа – мой герой», гонки на внедорожниках, велопокатушки, где ехали тысячи человек, фестиваль национальных вкусов в «Нацдеревне»… Где это всё сегодня? Куда пропало?

Елена Проидиус: Не совсем пропало, конечно, городские ивенты проводятся и сейчас. На 14 августа готовим велогонку и велопарад «Степь», 20-21 августа будет большой Forma маркет. Но в целом вопрос справедливый – активность в проведении городских и областных массовых мероприятий существенно упала. Причин несколько: это и антиковидные меры, и отсутствие спонсоров. Например провести ивент городского уровня стоит сегодня 1-1,5 миллиона рублей. Это монтаж-демонтаж сцены и акустического оборудования, палатки поставить, мебель арендовать, баннеры напечатать, привезти, установить, команде заплатить. Наконец, обеспечить требуемый уровень безопасности. Например, на массовом мероприятии должна обязательно присутствовать «скорая помощь». А это сразу 30–50 тысяч из бюджета мероприятия. Бесплатно карета «неотложки» стоять, пока люди веселятся, не будет.

Фото: АиФ/ Петр Петров

Ну и, конечно, коронавирусные ограничения. Два года запрещали все фестивали-праздники, а когда ограничения сняли, многое отменилось, некоторые организаторы ушли в другие сферы.

– Но вспомните, какой ажиотаж был на авиашоу «Русских витязей». Стосковавшиеся по таким зрелищам люди заполнили всю Беловку, более 10 тысяч человек пришло! То есть спрос-то есть!

– Спрос есть, но повторюсь – кто будет платить? Авиашоу же организовывали к юбилею полка военно-транспортной авиации сами ВВС.

– Спонсорам не нужна реклама? Массовые праздники же – прекрасный способ о себе заявить.

   
   

– Крупный бизнес раньше охотно соглашался поддерживать ивенты, сейчас иначе. В регионе почти не осталось пиар-служб банков, мобильных операторов, других федеральных компаний и т. д. – все центры принятия решений переведены в Самару, Уфу… И распределение финансовых потоков на проведение промо-мероприятий тоже ушло на крупные города и регионы, где выше платёжеспособный спрос населения.

– А местные производители и компании?

– Небольшие предприятия тоже вымываются с рынка. Раньше они были партнерами праздников, старались повысить узнаваемость бренда. Сейчас главная задача для них - пробиться в торговые сети и на маркет-плейсы, а также соответствовать постоянно меняющимся условиям. Многие переформатируются или закрываются. Узнаваемость отходит на дальний план.

Например, сеть торговых точек «Летний луг» часто соглашалась стать партнёром городских мероприятий, продвигала свою марку «Особенный продукт», это отличные мясные продукты были, колбасы, деликатесы. Был производитель молока «Белое озеро», тоже очень агрессивную маркетинговую политику вёл. Но сейчас колбасных изделий «Особенный продукт» больше не выпускают, цех закрыт. Не производят и молоко «Белое озеро». После требований о введении системы сертификации продукции производитель резонно посчитал, что нет никакого коммерческого смысла тратиться на дорогую линию маркировки ценой в несколько миллионов. И продукт ушёл с рынка. Это вообще тренд такой – малый производитель умирает, остаются крупные, которые работают с торговыми сетями. Им не надо за бренд бороться – им надо любой ценой удержаться в сети.

Самые разные коллективы с удовольствием участвовали в массовых мероприятиях. Фото: АиФ/ Петр Петров

Реквием по соцсетям

– Можно ли говорить, что промо-продвижение со сцен и баннеров городских мероприятий ушло в соцсети? То есть тому же производителю колбасы, условно говоря, дешевле вместо участия в фестивале еды заказать десяток постов у блогеров?

– Если бы вы задали этот вопрос год назад, я ответила бы утвердительно. Да, ещё совсем недавно соцсети были очень мощным инструментом продвижения товаров и услуг. Заплатил 10 тысяч рублей – и у тебя охват аудитории в 50 тысяч просмотров. Но события февраля-марта ситуацию переломили кардинально. Сейчас для меня самой большой вопрос, что происходит в сегменте соцсетей и каковы реальные интересы и охваты аудитории. Мы ведём мониторинг, результаты его будут обобщены и проанализированы к концу года. Тогда станет более-менее понятно, а что сейчас вообще с рынком социальных медиа. Пока же точно могу сказать, что прежняя схема с топовыми блогерами, с раскруткой аккаунтов на запрещённых ныне площадках уже не работает.

– Так может, теперь тех, кто остался без соцсетей, почаще собирать на городские фестивали? Пусть покажут свои товары лицом, а не на экране смартфонов. Заодно помогут организовать праздники для оренбуржцев?

– С событиями нужно уметь работать. Пришедшие люди не автоматически становятся покупателями товара или услуги. Их нужно уметь привлекать, предлагать полезность, удерживать. Порог входа на событие тоже возрос, потому что затраты велики. Конечно, партнёры хотят гарантий. Чтобы на праздник собралась хотя бы 1000 человек. И чем дороже событие, тем больше должно быть посетителей.

О будущем и тенденциях

– Есть ли заказы от государственных структур, от мэрии, областного правительства на проведение массовых мероприятий развлекательного характера? Уж если не бизнес, то власть-то может населению устроить праздник?

– Государство сейчас один из основных заказчиков. Но бюджетные деньги получить непросто. Как правило, они оформляются в виде гранта или конкурсной закупки. Грант почти всегда разовый, его не дают дважды на одно и то же. Но для того, чтобы был максимальный охват, праздник нужно проводить регулярно, чтобы люди привыкли и приходили. Как на тот же День города – все его ждут, готовятся. Если ты в этом году провел на грантовые средства фестиваль степного цветка, то на следующий год поддержки скорее всего не будет. Да и получить грант очень непросто, ещё сложнее отчитаться о выполнении.

Работать с ним не просто, своеобразный заказчик. И в лучшие-то годы нас не баловали на бюджетные деньги. Тот же день города Оренбурга, например, официально – 30 апреля, но уже много лет его празднуют в первое воскресенье сентября. Потому что в этот день отмечается праздник газовиков и нефтяников, и у мэрии уже сложилась традиция свои мероприятия проводить на их спонсорские средства.

– При таких трендах сохранятся ли вообще общегородские мероприятия как класс?

– Ещё в Древнем Риме требовали «хлеба и зрелищ», так что фестивали и ивенты, конечно, сохранятся. Другой вопрос – в каком формате и масштабе. Я полагаю, что движение тут будет идти к неким локальным точкам, например, вроде дворика «Эссен» у краеведческого музея, где появилось недавно общественное пространство, собираются музыканты, лекторы, художники. Какие-то ещё появятся пространства, может, в парках, где есть сцена, розетка, можно подключить аппаратуру, собрать 50–100 человек без особых затрат. Будет это всё ближе к междусобойчикам, чем к массовым мероприятиям. Но, как говорится, чем богаты…

Оренбург пока не стал центром притяжения туристов, как та же Казань, например, где есть поток людей, где каждый день практически идут какие-то городские ивенты. И надо признать – мы становимся более провинциальными, всё меньше у нас активных людей, готовых поддерживать культурную, развлекательную жизнь на высоком уровне. И меньше финансовых возможностей это делать.