«Заместитель» близких. Как увлечение смартфонами влияют на детей

О буллинге, самореализации подростков и интернет-зависимости рассказала детский психолог Анна Соколова.

   
   

Настоящая реальность

Не каждый родитель с радостью даёт гаджеты детям и разрешает использовать интернет, опасаясь зависимости. Однако, отрицать влияние виртуальной реальности на жизнь с каждым годом всё сложнее.

«Каждый раз, когда родители обращаются ко мне по поводу игровой зависимости у детей, я всегда интересуюсь, а как у них обстоят с этим дела? Часто ли они сами „залипают“ в телефонах? Фактически виртуальная реальность давно стала частью и взрослой жизни, вопрос только в том, насколько мы экологично это используем, — рассказывает Анна Соколова». — Объясняем ли мы детям, как правильно использовать гаджеты.

Фото: pixabay.com

Изначально гаджеты и интернет создавались как помощники, теперь компьютерная зависимость — страшный сон любого ответственного родителя.

«Нужно понимать, что механизм любой зависимости работает определённым образом», — говорит Анна Петровна. — «На неё влияют окситоцин, который называют „гормоном близости“, он позволяет нам чувствовать себя нужными, важными для кого-то, и дофамин — «гормон удовольствия», он позволяет чувствовать удовлетворение от своей жизни. Всё это может дать нам использование гаджетов, виртуальная реальность, и они превращаются в один из самых доступных источников радости. Дети и подростки не умеют управлять своим временем, этот навык нужно воспитать.

Когда мы росли, не было такого количества техники, дофамин и окситоцин можно было получать другим путём, но были другие зависимости, курение и т. д. Соцсети предоставляют постоянную стимуляцию того, что в нас нуждаются: кто-то поставил лайк, написал комментарий и т. д. Сейчас распространены онлайн-школы, ковид в этом тоже помог, и виртуальная реальность плотно вошла в нашу жизни, но родители зачастую забывают, что именно они должны научить детей её безопасному использованию, они несут за это ответственность.»

Некоторым современным родителям сложно сориентироваться во всём, что связано с виртуальной реальностью. Кто-то просто не замечает проблему, у кого-то не хватает времени, и жизнь детей и подростков начинает строиться вокруг соцсетей.

   
   

«Можно говорить о том, что у ребёнка сформировалась зависимость, в том случае, если родители понимают, что он без гаджета фактически не передвигается, постоянно занят им. Хотя справедливости ради стоит отметить, что мы сами нередко с самого утра берёмся за телефон», — говорит эксперт. — «Также родителям стоит задуматься, от чего именно их ребёнок прячется в гаджетах? То, как они выстраивают с ним отношения, это очень важно.

Сколько бы родители ни объясняли, что зависать в интернете — это плохо, если они сами всё свободное время проводят в нём, то чем заниматься ребёнку? Хорошо, если это подросток, у которого есть нагрузка в виде уроков, кружков, секций. А если это маленький ребёнок, у которого потребность в прямой коммуникации с родителями очень высокая? Здесь нужно правильно выстраивать отношения, лучше пятнадцать минут поговорить с ребёнком, чем три часа с ним же фильм смотреть.»

Агрессия не из-за игр

Как только в СМИ появляется сообщение о правонарушениях подростков, в их повышенной агрессии сразу обвиняют увлечение компьютерными играми, но так ли это на самом деле?

«Агрессия — это естественный механизм для защиты своих границ, если ребёнок всё время будет пассивным и податливым, то и в мире он будет проявляться соответственно. Уровень агрессии может зависеть от темперамента. Если ребёнок меланхоличный, то он будет агрессию проявлять на себя, а не вовне. Родитель должен научить ребёнка правильно проявлять свои эмоции, если он сам умеет это делать, а вот депрессивное состояние компьютерные игры вполне могут усугубить», — говорит Анна Соколова. — «Даже когда дети не смотрели видео, не играли в игры-стрелялки, подростковая жестокость всё равно была. Это закономерный этап развития психики. Всегда будут дети-лидеры, дети-ведомые, скрытые лидеры, это заложено природой.

Родители всегда должны обращать внимание на темперамент своего ребёнка и не ждать проявления не свойственных ему качеств. Холерик не будет играть в шахматы круглосуточно, ему нужнее спортивные игры. Забитый в жизни ребёнок в игре может быть лидером, его там уважают, киберспорт активно развивается, теперь это один из инструментов достижений в жизни. Но в физическом плане они менее активны. У маленького ребёнка нет критического мышления, для него игры связаны с воображением, а у подростка — с самореализацией.»

Почти каждый родитель сталкивался с агрессией детей при запрете пользоваться техникой и играть, что ошибочно трактуется как результат негативного влияния этих гаджетов.

Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

«Родители часто видят угрозу в жестоких компьютерных играх и отбирают гаджеты, когда ребёнок буквально начинает биться головой о пол, чтобы их вернули», — говорит эксперт. — «На самом деле для ребёнка эта ситуация не про игры, а о том, что его лишили важной вещи, для него телефон не отличается от любой другой игрушки. Тем более, играя, он учится контролировать ситуацию, придумывает сюжет, управляет персонажами, может закончить игру в любой момент.

У него просыпается интерес делать это и в жизни, он может вести себя агрессивно по отношению к другим людям, но причина не сами игры, они лишь инструмент для проработки детской психикой возникающих в жизни ситуаций. Они этим методом сбрасывают внутреннее напряжение. Был случай, когда мать привела на консультацию малыша шести с половиной лет, они готовились к школе, ребёнок мог кого-то ударить, выражался нецензурно и т. д., его в группе все боялись.

Мальчик рассказал, что папа, когда ездит за рулём, ведёт себя резко, ругается на водителей, может выйти из машины разбираться и т. д. Ребёнок просто копирует родителя. Иногда семья и другие социальные аспекты больше провоцируют проявление агрессии у ребёнка, чем игры. Он не чувствует себя в безопасности, или в семье запрещено плакать и т. д. Бывают агрессивные компании, но стоит помнить, что там всегда есть лидер, как правило, он старше и внушает остальным этот агрессивный настрой. Другой вопрос к родителям, почему ребёнок попал туда?»

Травля в школе

Ещё одна проблема современных родителей — буллинг детей в школе. Обыватели считают, что и он зачастую вызван увлечением подрастающего поколения играми-стрелялками.

«Первый звоночек для родителей о том, что в школе ребёнка могут травить, будет тогда, когда он откажется идти в школу. Но расскажет он об этом в том случае, если у него есть доверие к родителям, — считает Анна Петровна. — У меня в практике был случай, когда ребёнка травили до тринадцати лет, родители ничего не знали, а в школе на происходящее не обращали внимания. Для него это была большая травма, он ни с кем в классе не общался. Сейчас на травлю представители школ в целом больше внимания обращают, это хорошая тенденция. В буллинге нет конкретного определённого механизма, вроде «сегодня мы травим одного, а завтра другого», даже если один ребёнок проявлял агрессию в сторону другого и ещё одноклассников на это подбил, это не означает, что завтра травить не станут его.

Буллинг внутри коллектива очень легко может переключаться на любого его члена. Если ребёнок ни с кем в классе не общается, прогуливает школу, если резко упала успеваемость — это тревожный сигнал. Нужно попробовать ребёнка разговорить, при этом нужно учитывать, что агрессоры часто запугивают жертву, чтобы никто не узнал о происходящем. Если в жизни у ребёнка нет авторитетного взрослого, то он будет пытаться справиться с этим самостоятельно, что совсем непросто. Такие дети легко уходят в соцсети, где их сознание может попасть под влияние чужого человека с недобрыми намерениями. Дети, у которых нет сформированных навыков, внутреннего стержня, в целом более склонны к любым зависимостям. Конечно, это касается по большей части подростков, не малышей. Чтобы ребёнок не попадал в зависимости, родителям необходимо обязательно выстраивать контакт с ним, уделять ему внимание, интересоваться им.