«Восстание» машин. Кто может потерять работу из-за развития нейросетей

Компьютерные нейросети и технологии искусственного интеллекта (ИИ) на сегодня – один из самых популярных и перспективных тем для разработки. Программы уже пишут газетные статьи и художественные произведения, управляют грузовиками и поездами, создают компьютерный код и фотографии, практически неотличимые от руки опытного мастера. Значит ли это, что скоро ИИ вытеснит человека из множества профессиональных сфер? А вчерашние водители, журналисты, писатели и художники пополнят армию безработных?

   
   
Фото: предоставлено ПАО Ростелеком

О том, куда заведут нас технологии нейросетей и кому на самом деле стоит опасаться искусственного интеллекта, рассказал старший вице-президент по IT крупнейшего национального оператора связи «Ростелеком» Кирилл МЕНЬШОВ.

Чистая математика

Говоря о развитии искусственного интеллекта, многие предполагают, что мы стоим сейчас на пороге создания «думающих машин», аналога того, что показывали нам в фантастических фильмах типа «Терминатора» или «Матрицы». То есть когда компьютер реально обретает собственное сознание, становится равным – или даже превосходящим – человека.

Но на самом деле всё гораздо проще, и опасаться осознанного «восстания машин» нам точно не приходиться. «Искусственный интеллект» по сути – всего лишь математическая модель, программа, обрабатывающая миллиарды и миллиарды операций в секунду, опирающаяся на огромные массивы данных – и выдающих результат, лишь похожий на реально «умственную деятельность». Очень грубо говоря, это как работа системы Т9 в вашем телефоне, подставляющая слова при наборе сообщений. Нельзя же говорить, что телефон реально думает, что вы хотите написать и подсказывает вам. Всё это тоже лишь математика, определяющая – какие слова из словарного массива русского языка наиболее вероятно сейчас подходят.

Компьютер отнимет работу?

«На сегодняшний день существует более 350 тысяч различных сервисов, использующих ИИ в своей работе, - продолжает Кирилл Меньшов. – В основном, конечно, это западные разработки, ChatGPT из которых самая известная, хотя далеко не единственная. Но и российские разработчики нейросетей тоже показывают достойные продукты. Это и YandexGPT, и «Кандинский», и GigaChat… Не стану скрывать, Ростелеком тоже не стоит в стороне от этой темы, хотя у нас и нет задачи создать очередную, 350001-ю нейросеть».

Главный вопрос, конечно, который очень часто задают – а что же будет дальше, стоит ли всерьёз опасаться безработицы из-за развития нейросетей. Те же беспилотные грузовики, которые уже существуют и ездят в России – они лишат работы водителей? ChatGPT приведёт к увольнению  журналистов, писателей? Сеть Кандинский – художников? Моё мнение – конечно же, нет. Нейросети и ИИ – лишь инструмент в руках мастера, но не сам мастер. И как минимум в обозримом будущем мастера не заменит.

Хотя если рассуждать с позиций, что, вот, до изобретения компьютера и программных пакетов для создания чертежей целые институты, тысячи человек, стояли за кульманами, чертили – а потом всех их заменили автоматические системы, то опасения обоснованы. Как обоснованы претензии, что прогресс в науке и технике в принципе приводит к исчезновению одни профессий и появлению других.

   
   
беспилотное такси Фото: АиФ/ Александр Вдовенко

Учиться работать с нейросетями

Как я уже отмечал выше, системы ИИ – это новые, мощные инструменты, которые появились и всё активнее входят в нашу жизнь. И моё мнение: нужно учиться с ними работать, причём уже со школьной скамьи. Вводить уроки коммуникации с нейросетями, обучать правильной постановке задачи и интерпретации результата.

Да, я слышал, что в ряде учебных заведений стало большой проблемой, когда ученики пишут сочинения и даже дипломные работы с помощью нейросетей. С этим пытаются бороться. Хотя на мой взгляд, это примерное те же баталии, что были в школах конца 80-х, в 90-е, когда массово стали появляться калькуляторы. И учителя искренне возмущались, что теперь с этими счётными машинками дети поглупеют, отвыкнуть думать и скоро 2+2 не смогут сложить в уме.

Теперь история повторяется, только на другом уровне. И здесь нужно понимать: искусственный интеллект решит задачу тем лучше, чем точнее и тщательнее она сформулирована. На запрос «Напиши мне сочинение о Пушкине» мы в итоге получим очень размытый и неконкретный текст, который учитель и оценит соответственно. А вот формулировка задачи, чтобы сочинение было глубоким, с анализом нюансов поэзии, истории литературы золотого века – это уже совсем другой подход, это сам ученик должен хорошо понимать то, о чём он спрашивает ИИ. И если нейросеть лишь дополнит его знания, поможет создать грамотный текст – то это пойдёт ему только в плюс.

Так что искусственный интеллект не будет «отнимать хлеб» у людей творческих профессий. Но, безусловно, учиться новым технологиям, не отставать от прогресса, прикладывая немало для этого усилий, придётся.

Как, впрочем, и всем нам.

 Фото: pixabay.com

Подробности: «Китайская комната»

Одним из разработчиков современной концепции искусственного интеллекта был известный учёный, философ и кибернетик Джон Сёрл. Именно он ввёл в обиход технологию так называемой «китайской комнаты». Суть её очень проста: представьте, что вы сидите в закрытой наглухо комнате с одним окошком, через которое вам протягивают листки с написанными китайскими иероглифами. Вы понятия не имеете, что означает надпись, китайского не знаете. Но у вас есть инструкция, какие иероглифы вернуть в окошко взамен присланных. Например, вам прислали «嗨!你好吗». Сравниваете иероглифы в инструкции и находите, что в этом случае вам надо выдать такой текст: «谢谢 好的». Вы ни слова не поняли, что у вас спросили, но выдали ответ, который человек снаружи понял и искренне уверен, что общается с носителем китайского языка, который сидит в закрытой комнате.

Компьютерный искусственный интеллект работает примерное по такому же принципу: получает некий набор текста и выдаёт в ответ другой, согласно инструкции (своей программе). Хотя на самом деле, конечно же, понятия не имеет – о чём вообще идёт разговор.