Велопарад боком вышел. Почему спорт перестал быть «миром» для оренбуржцев

Пока одни оренбуржцы едут, другие на соседних улицах стоят в пробках © / Юлия Мизгирева / АиФ в Оренбурге

День велосипедиста плотно вошёл в график спортивных мероприятий Оренбуржья. И вместе с тем спровоцировал новые волны обсуждений и, как часто бывает, недовольства. Причём если в обычные дни (не дни велосипедиста) на двухколёсных водителей обычно злятся автомобилисты, то традиционный велопарад, совмещённый с велогонкой, вызывает ярость даже у тех, кто за руль отродясь не садился. И, что наиболее удивительно – у самих велосипедистов, которые являются непосредственно «виновниками» торжества. Что же произошло на этот раз?

   
   

Это вечное «раньше было лучше…»

Областной центр не слишком избалован событиями подобного масштаба. Летом наиболее запоминающимися становятся «ЗаБег РФ» и День велосипедиста, на время проведения которых перекрывают несколько улиц, причём почти на весь день. А потому многие активисты вполне справедливо считают, что ради такого события можно и потерпеть. Не каждую же неделю, в конце концов, дороги закрывают!

Цифры посещаемости таких событий тоже говорят, что определённый интерес у горожан к ним есть: участниками велопарада, по официальным подсчётам, стали более двух тысяч человек.

«Количество спортсменов с каждым годом растет. Сегодня в празднике велоспорта принимают участие дети, ветераны спорта, семьи. Мы с вами своим примером показываем, что спорт, спортивный образ жизни – это не только полезно, но и весело», - заявил губернатор Денис Паслер, который вместе с чиновниками правительства и администрации тоже участвовал в велопараде.

Чиновники едут в колонне под первыми номерами Фото: Спортивный актив Оренбуржья

 

Однако сами велосипедисты оказались не согласны не только с приведённой статистикой, но и с тем, что это «весело». Участники утверждают, что в отдельные годы «День тысячи велосипедистов» собирал более трёх тысяч человек. Вот только проводился он ещё до пандемии, да и маршрут его сильно отличался – вместо того, чтобы колесить по перекрытым центральным улицам, как это происходит сейчас, велосипедисты выезжали по улице Чичерина в Зауральную рощу, и праздник продолжался уже на Большой поляне, вдали от основных магистралей. И среди любителей двухколёсного транспорта, как оказалось, немало тех, кто этот период времени помнит и вспоминает с теплотой. А потому никак не может привыкнуть к новому маршруту. Однако если прислушаться к мнению рядовых велосипедистов, то выясняется, что проблема Всемирного дня велосипедиста не только в изменении маршрута. Это оказалось самым меньшим из зол.

«Велопарад - организация безопасности движения ПОЛНОЕ ДНО!!! надеюсь с теми кого я видел упавшими, всё будет хорошо», - пишет в соцсетях участник парад Константин (авторская орфография и пунктуация сохранены).

   
   

Многие велосипедисты отметили, что движение колонны во время парада контролировалось слабо, чем отдельные участники и пользовались, превышая допустимую скорость и устраивая «гонки», хотя правилами это запрещено. Подобное приводило к закономерному результату – падениям и даже травмам.

«Упавшие в основном дети(( Безопасность детей не была обеспечена на должном уровне, детей без шлемов нельзя было выпускать на дистанцию!» – пишет Анна Елисеева.

Пользователи также подметили, что в некоторых случаях возникали перебои с оказанием необходимой помощи.

«Когда стало плохо ребенку (я просто очевидец), скорая стояла в метрах 500, но даже до нее достучались не сразу, пока велосипедисты не подъехали к ней. Молодцы спортсмены и неравнодушные люди, которые незамедлительно начали оказывать помощь. Деткам было очень жарко, все же большая дистанция для них. Надеюсь, что с мальчиком все хорошо», - рассказывает Катерина. Кроме того велосипедисты неоднократно задавались вопросом, в чём, собственно, состояла «миссия» волонтёров, если от них нельзя было получить ни информацию, ни помощь.

Происшествие на улице Рокоссовского Фото: Беговое сообщество Оренбурга

 

В чатах оренбургских велоклубов неоднократно упоминалось, что в прежние годы, когда за организацию заезда отвечала не только мэрия, но и велоактивисты, заблаговременно создавалась команда маршалов – велосипедистов, следивших за порядком по ходу движения колонны. Они указывали направление и следили за скоростным режимом. В 2024 году велопарад проходил без «модераторов», и именно этот фактор связывают с тем, что некоторые велосипедисты, приехав на праздник, оказались на асфальте с травмами.

Затор длиною в день

Если День велосипедиста вызвал гнев у непосредственных участников события, то у горожан, к данному событию непричастных – и подавно. Главное, что бесит оренбуржцев из года в год – перекрытие ключевых транспортных артерий, включая улицы Новую и Терешковой и вытекающие из этого проблемы. И потому горожане почти единодушны в своём мнении – «мы не против спорта, но проводите свои «забеги» где-нибудь в другом месте». И сами велосипедисты, как уже было отмечено, во многом с ними солидарны.

Заторов и пробок на улицах оренбуржцам хватает и в будни. А потому огромный затор на улицах Пролетарской, Комсомольской и проспекте Победы довёл многих автомобилистов и пассажиров до бешенства.

 «Воскресенье, люди на дачу, с дачи едут. Бабушки с сумками рассады. Приходится переться на Пролетарскую, чтобы хоть как-то уехать. Жители района, в том числе новых человейеиков, матом крыли этот пробег. Ни домой, ни из дома. Пропаганда спорта, говорите? Негатива пока что», - пишет оренбурженка Елена в соцсетях. И её точку зрения разделяют многие.

К слову, оренбургские паблики в выходные были пересыпаны гневными постами от автомобилистов и пассажиров, застрявших в пробках. А перекрыты дороги, на минуточку, оставались довольно долго – с семи утра и почти до четырёх часов дня. Подобное уже наблюдалось в 2023 году, когда организаторам выдали разрешение на проведение велопарада и гонки в субботу, и на следующий же день, на воскресенье, был назначен «Оренбургский полумарафон». Перекрытие улиц два дня подряд вызвало небывалую бурю негодования в соцсетях. Некоторые оренбуржцы, видя это, с горечью констатировали, что даже самые благие намерения нередко бывают испорчены непродуманной организацией.

Изнанка вопроса

Критика организации массовых спортивных мероприятий звучит не только от участников. В мае, сразу после проведения «ЗаБега РФ» в ТГ-канале «Хмельной спорт» появился любопытный пост за авторством одного из бывших организаторов масштабных спортивных велогонок и «Оренбургского полумарафона». Несмотря на то, что автор не упомянул ни одной фамилии из числа чиновников минспорта и мэрии, он постоянно прозрачно намекал на то, что проекты по развитию спортивных мероприятий на 2024 год были «отжаты» у него и его команды и переданы «более сговорчивым» организаторам. При этом было отмечено, что проекты, предложенные активистами, были отвергнуты из-за нарушений при оформлении документов.

Чиновники в свою очередь дискуссии в соцсетях не комментируют. День велосипедиста, как и ранее «ЗаБег РФ», состоялся. В календарь событий он уже включён. Как его будут проводить – уже другой вопрос. Но, как показывает практика, негатив, вызванный организацией, оренбуржцы не забывают очень долго.