Завершилась крупнейшая реконструкция транспортной артерии Оренбурга

Фото Андрея Севостьянова

Почти всё лето из-за работ на этой улице было полностью перекрыто движение, и Оренбург буквально задыхался в автопробках. Водители сомневались до последнего - успеют ли все работы выполнить качественно и в обещанный срок? Ведь изначально работы на проспекте начались с полуторамесячным опозданием, а масштабы реконструкции намечались грандиозные. К счастью, власти в этот раз почти уложились в сроки - сквозное движение официально было открыто в 10 утра в воскресенье, а вот пешеходам придётся подождать благоустроенных тротуаров ещё минимум две недели.

   
   

«Перезревшая» проблема

Проспект Победы - вторая по значимости (после улицы Терешковой) транспортная артерия, соединяющая центр города со Степным посёлком и кварталами новостроек в Северо-восточном жилом районе. Правда, «проспектом» она была названа явно из уважения к светлой дате 9 мая. Потому как по ширине проезжей части уступала в некоторых местах даже примыкающим улицам второстепенного значения. На протяжении от перекрёстка с улицей Шевченко и до Рыбаковской проспект имел всего три полосы для движения транспорта. Как результат - бесконечные «пробки» даже в выходной день. А в будни, да если ещё произошёл где-нибудь «тычок» машин, то поездка по проспекту Победы из центра в Степной могла затянуться на добрый час.

Неудивительно, что реконструкция этой транспортной артерии назрела уже давно. Ещё в конце 90-х годов прошлого столетия обсуждались планы по расширению проспекта Победы - в рамках разработки новой градостроительной концепции. Но деньги на выполнение работ (а проект оценили ни много ни мало в треть миллиарда рублей) нашлись только сейчас.

«Карман» для троллейбуса

- В задачи по реконструкции входили в первую очередь увеличение количества полос для движения с трёх до четырёх на всей протяжённости проспекта, - рассказывает Михаил СЕРЁГИН, начальник Управления строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга. - Но просто расширение мало бы что дало, необходимо было также пересмотреть схему остановок общественного транспорта. Прежняя была расположена нерационально: автобусы останавливались и высаживали пассажиров рядом с перекрёстками, полностью перекрывая полосу для движения. Именно поэтому некоторые остановки мы «отодвинули», и всем без исключения сделали «карманы» для заезда туда транспорта. Таким образом, высаживая людей, автобус или троллейбус теперь не перекрывают правую полосу, не создают препятствий.

Ещё один важный момент: на проспекте наконец-то появились светофоры со «стрелкой» в районе улиц Полигонной и Карагандинской - они должны помочь снизить аварийность, ведь прежде водителям приходилась «вылетать» со второстепенной дороги на свой страх и риск.

Наконец, перекрёстки проспекта Победы получили поворотные полосы: то есть транспорт, уходящий вправо, не перекрывает основной поток, а съезжает на отдельное расширение дороги: очень удобно, если приходится пропускать на повороте пешеходов.

Серьёзное облегчение получил и Госуниверситет: теперь в его районе организована парковка на 250 автомобилей. Прежде автомобили студентов и преподавателей, «понатыканные» где попало, почти полностью блокировали проспект.

   
   

«За качество отвечаешь?»

Поездив в воскресенье и понедельник по обновлённому проспекту Победы и улице Терешковой, которая всё лето «держала удар», можно уверенно сказать: реконструкция, которую так ждал город, удалась. Конечно, полностью решить проблему «пробок» не удалось, заторы всё равно периодически возникают, особенно в часы пик. Но по нашим субъективным оценкам они стали меньше раза в три минимум.

Конечно, ещё рано делать окончательные выводы, проспект только-только «прикатывается». Но даже 2 сентября не было такого чудовищного скопления машин, особенно возле университета, как это обычно бывает на День знаний.

Так же не заметно видимых огрехов новенького асфальтового полотна, качество покрытия неплохое. Кроме того, коммунальщики во время ремонта поменяли основные коммуникации - трубы и кабели - проходящие под проспектом. Таким образом, есть надежда, что ещё минимум семь - десять лет не будет «вскрышных работ» на асфальте, и новенькую дорогу не распахают экскаваторы через месяц после ввода в эксплуатацию.

Правда, кое-что специалистов всё же тревожит. Дело в том, что в разгар работ в июле и начале августа зарядили продолжительные ливни. И хотя укладочные работы на это время приостанавливали, есть опасение, что напитавшийся водой грунт местами вскоре просядет под тяжестью транспортного потока. Сами дорожники обещают, что работали по технологии. Кроме того, есть годовая гарантия на полотно: если что случится - выровняют бесплатно. К тому же все работы на проспекте Победы были застрахованы на 150 миллионов рублей (то есть фактически - на половину проектной суммы). Власти обещают, что подрядчик ответит буквально за каждый бордюрный камень и за каждый квадратный метр асфальта. Хотелось бы верить, что это так - ведь в городе уже есть примеры неудачных реконструкций, например, улицы Рыбаковской. Она не простояла и года после «капиталки» и расширения, превратившись в настоящий «танкодром» и пылесос для бюджетных денег. Если аналогичная судьба постигнет вторую по значимости транспортную артерию города - скандал и подрыв авторитета муниципальной власти будет просто катастрофическим.

Город - для людей, а не машин?

Любопытно, что проект расширения проспекта Победы вызвал на редкость единодушное понимание и одобрение горожан. Все понимали: реконструкция нужна, и готовы были ради «светлого будущего» потерпеть неудобства несколько месяцев.

Однако нашлись и те, кто выступил резко против проводимых работ. Так, в частности, жительница дома на проспекте Победы Ирина СИНЬКОВА возмущена: для расширения дороги спилили прекрасные деревья, а передвинув остановку, закрыли окна её квартиры.

Её поддерживают и ряд других граждан-активистов. Главный их лозунг - город должен благоустраиваться для людей, а не для машин.

- Расширение проспектов - путь в никуда, поскольку нельзя до бесконечности расширяться - уверен пенсионер Николай СТРЕЛЬНИКОВ. - Москва вводит перехватывающие парковки, делая ставку на развитие общественного транспорта, ограничивает въезд в центр и парковку там. А мы спиливаем полувековые тополя ради машин и задыхаемся в чаду и гари! Есть новые кварталы, и пусть там строят и возводят хоть автомагистрали. А центр трогать не нужно - реконструкция просто убивает его, не говоря уже о том, что испытывают жители, в полуметре от окон которых теперь несутся машины круглые сутки.

Что же, мнение имеет право на существование. Наверное, реконструкция и в самом деле кому-то помешала. Но для подавляющего числа оренбуржцев это всё-таки огромное благо.

Главное теперь, чтобы не «вылезли» огрехи. Ибо власти у нас и так не очень доверяют, а если уж «накосячили» с проспектом - то впору подавать в отставку всем высшим руководителям Оренбурга.

Компетентно:

Евгений АРАПОВ, глава администрации Оренбурга

- Из-за дождей мы немножко не уложились в график, тротуары и пешеходные участки ещё не везде готовы. Но самое главное - сквозное движение транспорта - открыли вовремя.

Теперь на очереди - продолжение реконструкции и строительство многоуровневой развязки проспекта Победы и улицы Шевченко. В следующем году, надеюсь, начнём проектные работы.

Точка зрения:

Дмитрий САФОНОВ, доктор исторических наук, профессор

- Насколько мне известно, с историками не советовались при проведении работ по реконструкции проспекта Победы. Да и на мой взгляд, принципиальных изменений, кардинально меняющих исторический облик города, внесено не было. Так что беспокойство некоторых жителей на этот счёт считаю напрасным. В целом же обновлённый проспект понравился: по-моему, неплохо получилось.