«Мамский» инстинкт: помогая другим, волонтер сама решилась на удочерение

Фото автора.

В помещении детской полиэтнической библиотеки среди книжек и игрушек резвятся 2 девочки и мальчик. Ася несколько минут бегает по кругу, спотыкается и с хохотом падает на желтый надувной мяч. Мама поднимает ее на ноги, поправляет два шаловливых хвостика и отправляет к остальным детям рассматривать аквариум, а сама возвращается в круг молодых женщин.

   
   

 

Сейчас школа адаптации находится в детской библиотеке. Нужд много: от детской мебели до другого помещения. Фото Полины Седовой

 

Помогая всем

Полтора месяца назад в Оренбурге открылась бесплатная школа адаптации для приемных детей. Сейчас набрали первая группа из пяти человек до 4-х лет. С помощью игр, чтения книжек, рисования, лепки из пластилина психологи хотят помочь малышам, жившим в интернатах «дорасти» до сверстников. К педагогу Юлии дети подбегают каждые 2 минуты. Она хвалится, что эти дети – такие же, как все остальные, и даже, если они бывают чуть замкнутыми, то раскрываются в процессе общения.

 

Детские книжки школа адаптации берет в библиотеке или получает в дар. Фото Полины Седовой

 

«Свою девочку я взяла из детдома год назад. Ася… как бы вам это сказать… серьезно отставала от других детей в развитии. На занятия с ней уходило много денег и сил. Вот тогда-то мне пришла в голову идея открыть бесплатную школу для таких же мам, как я», – после занятия руководитель благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова собирает разбросанные игрушки.

   
   

Направлений в работе фонда много: помогают и родителям, и маленьким детям, и подросткам.

 

Благотворительные улитки на продажу. Все вырученные деньги пойдут на нужды школы адаптации. Фото Полины Седовой

 

Утро Анны Межовой начинается с просмотра почты: сообщения приходят из разных уголков страны. Пока 2-летняя дочь спит, Анна в Интернете консультирует приемных родителей, договаривается о встречах и работает над новыми проектами фонда.

«Усыновители ведь ищут детей везде, не только в своем регионе. Вот сегодня у меня в почте было около 15 писем, кто-то просит помощи в поисках ребенка по каким-то параметрам, кого-то нужно встретить на вокзале с ночного поезда, кто-то просит совета, кому-то надо помочь сориентироваться в Оренбурге, подсказать расположение гостиницы и детского дома».

 

Каждому свое родители общаются, дети играют. Фото Полины Седовой

 

Анна признается, что сама уже с трудом справляется с объемом работы. Ей помогают 5 волонтеров, но даже этого порой недостаточно.

Путь от женщин – к детям

История волонтера Анны Межовой началась 5 лет назад, в гинекологическом отделении местной больницы. Тогда ее поразило количество женщин, совершающих аборты. Многие из них были «постоянными клиентками». В сознании молодой женщины не укладывалось такое отношение к своему здоровью и детям. Это и стало отправной точкой для создания в Оренбургской области волонтерского движения «Сохраняя жизнь».

 

Волонтеры фонда помогают Анне с печатью и распространением визиток. Фото Полины Седовой

 

На первых порах Анна с единомышленниками беседовали с женщинами, распространяли листовки, вешали в больницах плакаты с призывом оставить ребенку жизнь. Вскоре появились и оппоненты фонда, считающие, что уменьшение количества абортов приведет к увеличению брошенных детей в детских домах. Так группа добровольцев во главе с Анной оказалась в Доме малютки.

«В итоге мы сменили приоритет деятельности, потому что я не видела результата в той работе. Сначала мне казалось, что одна спасенная жизнь – это уже здорово, но, переосмыслив ситуацию, я понимаю, что много сил уходило вхолостую. Приходившие за советом женщины все равно делали аборты, и неоднократно, раз в полгода ситуация повторялась, – вспоминает Анна. – А дети рождались, оказывались никому не нужными».

Два года волонтеры помогали детским учреждения материально – подарками, памперсами, игрушками. Но со временем власти перевели детдома на полное гособеспечение, и единственное, в чем эти дети действительно нуждаются сейчас, – это семья.

«Мамский» инстинкт

В это же время организатор фонда «Сохраняя жизнь» решилась на усыновление. Анна пыталась родить, но врачи диагностировали замершую беременность. Долгое время женщина проходила курс лечения, но однажды, устав от бесконечных походов по врачам, предложила супругу взять ребенка из детдома.

«Мою идею поддержал мой муж. Мы с ним одновременно решились на этот шаг, а со старшим сыном – ему 13 лет – беседовали очень долго. Он был категорически против, я его убеждала, рассказывала, почему для меня это так важно. Все вместе мы выбирали ребенка, искали внешние сходства с нами», – Анна машинально открывает в Интернете сайт банка данных детей-сирот.

 

Маленькая Ася ни на секунду не упускает маму из виду. Фото Полины Седовой
 

Процесс поиска ребенка занял много времени, вместо 9 месяцев биологического развития плода, супружеская пара «вынашивала» дочь почти 2 года. Анна смеется и говорит, чтобы решиться на такой шаг, нужно быть Мамой, иметь ярко выраженный «мамский инстинкт». В итоге нового члена семьи Анна нашла в Челябинской области. Во время оформления документов будущая мама 10 дней навещала Асю.

«В то время было много разных мыслей и сомнений: как справлюсь, зачем мне это нужно. И когда забрала Асю, вышла на улицу, было так страшно: казалось, все люди смотрят только на нас, а полицейские обязательно остановят и спросят, откуда ребенок. Хотя все документы были оформлены. Странное ощущение, что полчаса назад ребенка у тебя не было, а сейчас уже есть».

 

Для Анны самое главное - улыбки детей. Фото Полины Седовой
 

О прежних родителях Аси ничего неизвестно, малышку нашли на улице. Этот факт от своей дочери Анна скрывать не собирается.

«Нужно правильно преподнести ребенку причину, по которой его бросили. Чтобы он не винил себя, не думал, что он – плохой. У нас с Асей такой разговор еще впереди. Надеюсь, у меня хватит мудрости сделать это так, чтобы она все правильно поняла».

Семья должна быть не только по выходным

На встречах приемных родителей и потенциальных опекунов Анна всегда говорит, что нужно пройти точку невозврата: лучше не взять ребенка вообще, чем потом вернуть в детдом. Для маленького человечка подобное обращение всегда катастрофа и крах всех надежд.

С неодобрением Анна относится и к гостевым формам устройства детей в семьи:

«Дети не всегда могут понять, почему их любят только по выходным. Они хотят обрести семью навсегда. В случаях, когда семья берет ребенка на субботу и воскресенье, необходима тщательная работа психолога с ребенком и родителями, чтобы не оставалось никаких иллюзий, и всем были понятны мотивы обеих сторон».

Анна вспоминает, как выглядела Ася в детском доме и как - после приезда домой. Руководитель фонда уверена, что детям-сиротам нужно воспитание именно в семье. 

«У детей в детских домах потухший взгляд, а чему им, собственно, радоваться там? Ася тоже была очень поникшая, грустная, но когда я привезла ее к нам домой, она расцвела, она в первый месяц улыбалась, не переставая», – Анна показывает мне фотографии, сделанные в детдоме и в Оренбурге ровно через год.

 

Ася в детдоме и в семье год спустя. Фото Полины Седовой

 

Анна делится, что иногда спит по 4-5 часов, чтобы успеть все: позаниматься с Асей, съездить по делам фонда, что-то сделать по дому. К тому же у Анны Межовой есть еще свою детская фотостудия – малыши окружают ее повсюду.

«Иногда очень хочется все бросить, но когда к нам приходит очередная счастливая семья с ребенком, я вижу счастье в глазах и понимаю, что нужна им. Не бросаю, потому что не имею никакого морального права отмахнуться от проблемы, очень много пробелов в системе. За каждым вопросом или письмом стоит счастье маленького человечка, да и взрослых тоже». 

 

В интерьере Анны Межовой очень много «семейных» деталей. Зайцы - ее ручная работа. Фото Полины Седовой