По путям караванов. Как Оренбург стал форпостом на железной дороге в Азию

История железных дорог по территории Оренбуржья имеет глубокие корни. Первые паровозы из Оренбурга отправились в Кинель ещё в 1876-1877 годах. В январе 1877 года открылось здание вокзала. 15 января 1905 года начали работу главные мастерские Ташкенсткой железной дороги, а спустя еще год началось регулярное железнодорожное сообщение между Оренбургом и Ташкентом.

   
   

Трудный путь в Азию

В XIX веке связь между Средней Азией и Россией осуществлялась по трём основным направлениям: через Оренбург, Западную Сибирь и туркменские степи. Главным караванным путём в 60-70-х годах XIX века было направление Оренбург — Ташкент.

В начале 70-х годов караваны из Оренбурга в Ташкент шли около 90-100 дней. Стоимость наёмного верблюда составляла 9-12 рублей. Учитывая, что на одного верблюда можно было погрузить не более 16 пудов груза, стоимость перевозки одного пуда груза составляла 56–75 копеек.

Однако, если сравнивать с перевозкой из Ташкента в Оренбург, то разница была значительной. В Ташкенте стоимость наёмного верблюда составляла 16–25 рублей, что делало перевозку одного пуда груза вдвое дороже.

Из Оренбурга в Москву товары доставлялись по железной дороге. Стоимость перевозки одного пуда груза составляла 40–70 копеек. Таким образом, стоимость перевозки одного пуда груза из Ташкента в Москву составляла от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 25 копеек.

Фото: История Оренбуржья

Караваны, идущие из Ташкента в Оренбург, находились в пути не менее трёх месяцев, а для доставки товаров из Средней Азии в Москву требовалось пять-шесть месяцев.

Караванная транспортировка была не только долгой и дорогой, но и ненадёжной. Товары часто пропадали по разным причинам: погибали вьючные животные, нападали степные разбойники, а погонщики могли бросить взятый товар и нагрузить своих верблюдов более ценными грузами.

   
   

По тем же караванным путям также перевозилась почта. Состояние почтовых трактов было ужасным, хотя на содержание почтовых путей и лошадей ежегодно выделялось 740 тысяч рублей из казны.

Из Москвы в Ташкент

В середине XIX века в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России начали обсуждать и писать о необходимости строительства железной дороги в Среднюю Азию.

Первый проект создания железнодорожного пути в Туркестан был предложен генерал-майором Мальцевым в 1854 году. Однако в то время уже была построена первая железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, и проект строительства дороги в Среднюю Азию казался слишком амбициозным и не был принят всерьёз.

Но идея не исчезла. В 60-70-х годах XIX века железнодорожное строительство в России активно развивалось, и тема строительства железной дороги в Среднюю Азию вновь стала актуальной.

Фото: История Оренбуржья

Особенно активно за создание стального пути в Туркестанский край выступал первый туркестанский генерал-губернатор К.П. фон Кауфман, который основывался на исследованиях научной экспедиции.

Противниками этой идеи были, прежде всего, мусульманские священнослужители, которые распространяли слухи о том, что русские собираются конфисковать земли, в том числе в Бухарском эмирате, для строительства дорог. Они также настраивали местных жителей против инженеров, которые проводили полевые исследования.

Несмотря на это, в России начали строить железную дорогу, которая соединяла центральную часть России с Ташкентом. Однако она проходила не через Оренбург, а вдоль побережья Каспийского моря. Позже эта дорога получила название Среднеазиатской железной дороги.

Она оказала значительное влияние на жизнь Туркестана, но оставалась внутренней, не связанной с сетью российских железных дорог. Чтобы добраться из России в Ташкент, нужно было доехать до Астрахани, пересечь Каспийское море, а затем в Красноводске сесть на поезд и ехать с черепашьей скоростью (если ветер нёс песок из пустыни) в центральную часть края. Это было удобнее, чем ехать на почтовом тарантасе, но всё же не очень удобно из-за пересадок и морского перехода, который не всем подходил.

Тем не менее, количество пассажиров на новой железной дороге постоянно увеличивалось. В 1889 году было перевезено более 213 тысяч пассажиров, а в 1900 году — более 745 тысяч, что в 3,5 раза больше. Особенно быстро росло пассажирское движение между городами Ташкент, Самарканд и Коканд.

Оренбургская «ветка»

Всё указывало на необходимость строительства ещё одной дороги, которая стала бы частью сети российских железных путей. О таком проекте в Туркестане мечтали ещё в 60-х годах XIX века.

После того как Транссибирская магистраль прошла через Оренбург, можно было приступать к строительству Оренбургско-Ташкентской дороги, которая должна была пройти по местам, где пролегал древний караванный путь, а затем почтовый тракт.

Работы начались осенью 1900 года и велись одновременно от Оренбурга и Ташкента через Илецк, Актюбинск, Казалинск, Перовск и Туркестан. Условия для прокладки пути были сложными, но у строителей уже был опыт. Если строительство Среднеазиатской дороги заняло почти 20 лет, то Оренбургско-Ташкентскую дорогу построили за 5 лет — в январе 1906 года она была введена в эксплуатацию. Её длина составила 1736 вёрст. С этого момента значение Ташкента как крупного железнодорожного узла и центра обширного региона значительно возросло.

Главные мастерские на станции Оренбург Фото: История Оренбуржья

В период строительства Оренбургско-Ташкентской дороги было построено 34 станции со всеми необходимыми службами и военными казармами. Строители построили 66 разъездов (дорога была однопутной на первых этапах) с запасными путями. Пропускная способность дороги составляла 20 пар поездов в сутки. На дороге были построены железнодорожные мастерские (в Оренбурге, Актюбинске, Ташкенте), зернохранилища (ст. Новосергиевская, Платовка), элеватор в Оренбурге (на 200 тысяч пудов); открыто 13 железнодорожных училищ, библиотеки. К 1913 году чистый доход составил около 5% от основного капитала (184,2 миллиона рублей).

Дорога принадлежала Министерству путей сообщения, управление находилось в Оренбурге. Здание управления Оренбург-Ташкентской железной дороги располагалось в центре Оренбурга на Соборной площади (ныне ул. Советская, 52). Позднее управление переехало в собственное здание неподалёку от вокзала.

Вояж графа Толстого

Любопытный факт. Одним из первых пассажиров Оренбургской железной дороги, вероятно, был выдающийся писатель Лев Толстой.

4 сентября 1876 года, находясь в путешествии по России, граф Толстой отправил жене из Самары телеграмму, в которой сообщил, что, возможно, отправится в поездку по недавно открывшейся железнодорожной ветке, ведущей в Оренбург.

К тому времени Толстой уже опубликовал свой знаменитый роман-эпопею «Война и мир», и его имя уже было известно. Однако именно в 70-е годы XIX века начались преследования писателя из-за его «неблагонадёжности».

Историки и краеведы неоднократно обращали внимание на то, что Лев Толстой посещал Оренбургский край. Но, к сожалению, не удалось найти конкретных сведений о его пребывании в Оренбурге, и остаётся только строить предположения, основываясь на коротких телеграммах писателя и фактах из его биографии.

Николай Прянишников в своей книге «Писатели-классики об Оренбургском крае» приводит интересные данные. Из переписки с женой известно, что Лев Толстой планировал сделать остановку в Бузулукском уезде, чтобы посетить своё имение в окрестностях села Богатого. Затем он намеревался продолжить путешествие в Оренбург, но не был уверен, готова ли железная дорога до Оренбурга, и допускал, что ему, возможно, придётся ехать на лошадях.

7 сентября 1876 года Толстой телеграфировал жене из Самары, что ему «организовали билет на поезд до Оренбурга», и он отправляется в путь. Телеграмма о прибытии в губернский центр была отправлена в Ясную Поляну 12 сентября, а 20 сентября писатель вернулся домой. Таким образом, его пребывание в Оренбурге было недолгим.

Так или иначе, строительство Среднеазиатской и Оренбургско-Ташкентской железных дорог завершило процесс экономического присоединения Средней Азии к России, интегрировав регион в общероссийский рынок.