«Я благодарная судьбе. Это было увлекательное путешествие!»

Студия - место силы Марины Донсковой. © / Из личного архива

О том, какие этапы прошло областное радио, чем запомнилось сотрудничество с ведущими актёрами областных театров и почему часть знаменитого радиоспектакля «Капитанская дочка» писалась в больничном коридоре, рассказывает звукорежиссёр Марина Донскова, стаж которой на ГТРК «Оренбург» насчитывает 30 лет.

   
   

Человеческий формат 

– Каким было радио вашего детства и юности? 

Формат у того, советского радио, был человеческий, спокойный, доброжелательный и неторопливый. «Пионерская зорька», «РадиоНяня», «Клуб знаменитых капитанов». Я росла на этих программах. А чтобы послушать очередной выпуск передачи «Театр у микрофона», бросала все самые важные дела – игры во дворе, уроки, и замирала у радиоприёмника. Радиоспектакль или детская сказка могли идти и час, и два. Слушатели буквально окунались в волшебный мир оперы, спектакля. Радио было другом, оно обучало, открывало новые миры. Новое поколение даже не знает, что так вообще может быть.

– Как вы попали на радио? 

– Я инженер по образованию, и техника мне всегда была интересна. Довелось мне побывать и в шкуре технаря, и творца: я начинала работать звукооператором, потом и техником центральной аппаратной. Стала свидетелем нескольких переоснащений радио.

Первое – когда из Дома Советов, где в 80-е годы ютилось оренбургское радио, переехали в великолепный радиодом – огромный, просторный, с большими аппаратными, студиями для эфира и для записи оркестра.

Мне казалось, что я попала на космический корабль. Венгерское оборудование, которое приехали устанавливать венгры, было последним словом техники по тем временам. Мы начали осваивать стереовещание, начались прямые эфиры, а до этого передачи в основном выходили в записи. Руководителем технической службы в восьмидесятых – девяностых годах был Валерий Михайлович Малый. Он, кстати, и положил передо мной учебник Меерзона «Акустические основы звукорежиссуры», и для меня началась новая жизнь – физическая природа звука, звуковой диапазон частот, спектры звуковых колебаний и тембр, звук в закрытом помещении...

   
   
В студии - с Аллой Фоминой в процессе работы над радиофильмом "Капитанская дочка". Фото: Из личного архива

– Тогда была возможность получать профессиональные знания? 

– У нас была возможность обучаться в институте повышения квалификации в Москве, и я обучалась у самого Бориса Яковлевича Меерзона, автора единственного учебника по звукорежиссуре, и сдала экзамен на пятёрку, между прочим. 

Так я стала звукорежиссёром. Записывала оркестры, ансамбли, хоры уже подкованная теоретически, а практике училась у нашего легендарного звукорежиссёра Виталия Борисовича Долгополова. Внимательно смотрела, как он рассаживает музыкантов, как ставит микрофоны, обрабатывает звук. 

Не обходилось без казусов. Как-то я записывала в камерной студии Оренбургский народный хор, да ещё в сопровождении оркестра – задача для звукорежиссёра любого уровня не из лёгких, а я ещё начинающей была, очень волновалась. Руководитель хора и оркестра Владимир Позднеев был строг, требователен, громогласен... Что-то при записи пошло не так, срочно надо было поменять расстановку микрофонов, а дверь между аппаратной, где я, и студией заклинило. Обстановка стала накаляться. Недолго думая, открываю окно и прыгаю, приземляясь в своей плиссированной юбке (принарядилась же!), как на парашюте, и бегу в обход к другой двери в студию! Владимир Александрович ещё возмущается у закрытой двери, а я, как ни в чем не бывало, уже переставляю микрофоны (смеётся). 

Замыслы рвались наружу

– А в 90-х у нас на радио появились CD-проигрыватели, их даже хранили в сейфе от греха подальше, а потом мини-дисковые проигрыватели и, наконец, компьютеры. И компьютеры, и программы по работе со звуком совершенствовались, только успевай осваивать. Новые технологии давали возможность воплощать самые смелые замыслы, а замыслы уже накопились и рвались наружу! Мне стало тесно в рамках звукорежиссуры, а в это время начинает работать радиостанция «Меновой двор». Надо было наполнять вещание, и я предложила художественное чтение книг. И многолетний марафон по радиосериалам начался с проекта «Читаем детектив». 

– И на радио пригласили актёров? 

– Да, так началось плодотворное сотрудничество с актёрами оренбургских театров. Но найти чтеца

очень нелегко. Не у всех прекрасных актёров, великолепно играющих на сцене, получалось быть искренним и естественным у микрофона. Ещё Олег Ефремов говорил: «Не все актёры, которые могут играть на сцене, смогут играть у микрофона. Но те, которые могут у микрофона, всегда смогут на сцене».

Первооткрывателем стала актриса Оренбургского театра драмы Елена Улановская – мы «писали» детективы Агаты Кристи. Следующим открытием стали актёры того же театра Елена Солодилина и Павел Кипнис. Тогда уже начали экспериментировать и раскладывать текст на мужские и женские роли. И эти универсальные актёры, перевоплощаясь на ходу, творили чудеса у микрофона!

Особо хочу сказать об актёре кукольного театра «Пьеро» Андрее Антонове – универсальный, уникальный, редкий по таланту чтец! Он сам из Питера, и когда его спрашивали, почему он не возвращается в культурную столицу, он отвечал: «Куда же я? Ведь здесь – радио!» 

 – Вы практически были первыми, кто стал записывать аудиокниги. 

– Мы называли их радиокниги. Золотым фондом радиокниг на ГТРК «Оренбург» можно считать «Четвёртый позвонок» М. Ларни, «Что сказал покойник» И. Хмелевской, «Убийство в музее восковых фигур» Д.Д. Карра, «Отрывки из «Семейной хроники Багровых» С.Т. Аксакова, «Пётр Рычков» И. Уханова, «Письмо незнакомки» С. Цвейга, «Вий» Н.В. Гоголя. Всё просто невозможно перечислить.

– Что считаете вершиной творчества? 

– 1999 год – 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, «Капитанская дочка». Вместе с писателем Владимиром Однораловым, редактором Аллой Фоминой мы приступили к этому проекту и, честно сказать, не очень представляли себе, что и как делать, ведь никто из нас не имел опыта постановки такого уровня. Первоначальный сценарий через некоторое время уже не подходил, на ходу приходилось многое переписывать. Так вышло, в то время попала в больницу. Но я уже была в творческом азарте. Попросила принести мне «Историю Пугачёвского бунта» и «Капитанскую дочку», и где-то в углу больничного коридора написала большую часть третьей серии и всю четвёртую.

Радиофильм – а именно так мы и стали называть своё детище из-за обилия массовых и батальных сцен, музыки, звуковой полифонии, – звучит более пяти часов. Столько пришлось решать задач, придумывать, организовывать!

Премьера состоялась в мае 2000 года. Коллектив награждают премией губернатора «Оренбургская лира». Радиофильм «Капитанская дочка» – мой Эверест, который я смогла покорить.

Потом вместе с коллегами мы создали целую серию документально-художественных сериалов – «Доктор Даль» с Владимиром Однораловым, «Ключ и врата», «Усадьба», «Генерал Родимцев» с Натальей Зверевой, радиокнигу «Ташкент – город хлебный», альманах «Слово» с Павлом Георгиевичем Рыковым, «Оренбуржье юбилейное» с Оксаной Невечеря, ну и самостоятельная моя работа «Пелагия и белый бульдог» по детективу Бориса Акунина. Я благодарна судьбе, подарившей мне счастье работать на радио. Это было увлекательное путешествие! 

В радиостудии – Олег Бажанов (Гринёв), Ольга Фомина (Маша) и Андрей Антонов (Пугачёв) во время записи радиофильма «Капитанская дочка». Фото: Из личного архива