Улыбка как лекарство. Зачем веселить тяжелобольных детей?

Кто может веселить тяжелобольных детей, как удержаться от слёз и где черпать силы и вдохновение для своих выступлений? © / Из личного архива

Зачем и кому нужны больничные клоуны? Кто может веселить тяжелобольных детей, как удержаться от слёз и где черпать силы и вдохновение для своих выступлений? 

   
   

На эти и другие вопросы, касающиеся семьи, воспитания и мировоззрения отвечает профессиональный клоун Алексей Кулагин. 

С завода – в клоуны

- Как вы стали клоуном? Это была мечта детства или решение пришло, когда вы стали взрослым?

- Так получилось, что моё детство прошло в школе-интернате в Орске. Весь учебный год – в одних и тех же стенах. Поэтому, когда наступали каникулы, я хотел побывать везде – в цирке, в парках, в кино. Мне всегда нравилась эта атмосфера праздника, когда кругом музыка, шары, веселье. Поэтому старался ходить в разные кружки, учился петь и танцевать. После школы стал организовывать детские праздники, тогда слова «аниматор» ещё не было. Это было такое увлечение, отголосок детской мечты.

Реальная жизнь привела на завод, был слесарем-монтажником, пытался совмещать работу с хобби. Но в какой-то момент ясно понял, что хочу быть клоуном. Тогда уже и семья была, двое детей. Спасибо жене Ире. Она  прямо сказала: «Заработай сначала на своей клоунаде, как на заводе, тогда и посмотрим». Но перед выбором «или семья, или клоунада» не поставила.

Я ездил в Москву поступать в знаменитую «Школу клоунов» Семёна Марковича Уральского, которого боготворил, а его книга «Рождение клоуна» стала для меня настольной. Хотя и готовился очень тщательно, но два раза не смог преодолеть волнение и  «пролетел».

А на третий раз на вступительном прослушивании собрался и   показал всё, что умел. Приняли! Я был самым старшим в этом наборе. Однокурсникам – от 15 до 20 лет, а мне уже под 30 было. Пытался учёбу с подработкой совмещать, но получалось плохо. У нас с утра жонглирование и акробатика,  три раза в неделю хореография в балетном зале,  после обеда актёрское мастерство, а в субботу свободное посещение зоопарка - наблюдение за животными. Для непосвящённого звучит смешно, я понимаю, как несерьёзно это выглядит со стороны. Но поверьте, это весьма трудоёмкое занятие, требующее полной отдачи.

- Что ещё непосвященные не знают о жизни клоуна?

   
   

- Ну, например, что судьба цирковых клоунов – это постоянные переезды. В России около 40 цирковых коллективов, которые перемещаются из города в город и выступают в цирках. Потому что с одной и той же программой коллектив не может жить годами в одном городе и ходить, как все обыкновенные люди, на одну работу десятилетиями. Мы с семьёй жили и работали в Волгограде, Москве, Костроме, Кисловодске, Ижевске, Перми.

Но однажды дети сказали, что их мечта – учиться в одной и той же школе, привыкнуть, наконец, к одноклассникам и ходить к ним на дни рождения. Так мы оказались в Оренбурге.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
"Жизнь цирковых клоунов – это постоянные переезды. Потому что с одной и той же программой коллектив не может выступать годами в одном городе и ходить, как все обыкновенные люди, на одну работу десятилетиями".

Есть театральная клоунада, есть цирковая, есть социальная. В большинстве случаев клоун сможет сыграть драматическую роль, а вот драматический актёр не всегда справится с комической. В любой профессии есть потолок, который рано или поздно достигаешь. И тогда важно не остановиться в развитии. Дети чувствуют фальшь, и их не обманешь. Если ты показываешь фокус – он должен удивлять. В то же время они, конечно, просят объяснить – а как это я съедаю надувной шар? И выдают десятки предположений – что он сдувается в какой-то момент или съедобный на самом деле. А ты должен и секрет не раскрыть, и объяснить так, чтоб тебе поверили, и ощущение чуда не исчезло.  

Навещать почаще

 - Вы часто выступаете в детских домах  и  в интернатах. С какими-то проблемами приходилось сталкиваться?

- Однажды, договариваясь на новый год о выступлении в клубе одного небольшого населённого пункта, я параллельно позвонил в местный интернат и предложил выступить просто так. А директор говорит –  у нас и ёлки-то нет, и подарков не будет. И я вдруг так ясно понял, что хочу устроить настоящий праздник для этих детей. Как-то сами собой нашлись единомышленники - те, кто был готов не говорить, а делать. Не всё ведь измеряется деньгами! Это такое непередаваемое вдохновляющее чувство, когда ты понимаешь, что можешь подарить детям праздник, яркие эмоции, тёплые воспоминания.

Грустно, что чаще всего коллективы про свои подшефные детдома вспоминают в лучшем случае три раза в год: перед началом учебного года, в новогодние праздники, ну, и в День детства. А остальные 362 дня? И директорам таких учреждений надо быть очень аккуратными. Находятся «добрые» люди, которые раздувают на ровном месте проблему: вам государство деньги на детей выделяет, зачем вам спонсоры и благотворители,  может, вы наживаетесь на сиротах? И некоторые руководители считают, что спокойнее не связываться ни с кем посторонним. Дети одеты, накормлены, ну и хватит.

Дети еще верят в чудеса и фокусы. Фото: Из личного архива

 

Поэтому, если нас зовут, мы с радостью идём. Это значит, что человек готов не просто выполнять свои обязанности «согласно штатному расписанию», а относится к работе с душой.

- Вы выступаете и в детских онкологических отделениях. Как настраиваетесь и как восстанавливаетесь после?

-  Я участвую в проекте Натальи Аллагуловой «Больничный клоун», которая является его координатором в нашей области. Мы проходим необходимые тренинги, делимся опытом с коллегами из других регионов. Главное – взять в толк, что твоя цель – облегчить состояние ребёнка с помощью положительных эмоций. Лечить должны врачи, жалеть, утешать, любить – родные и близкие. А мы – веселить, на время отвлекать от боли, давать им возможность вспомнить, что есть что-то кроме капельниц, уколов, терапий и прочей больничной атрибутики. И я научился воспринимать это именно так.

Моя задача, чтобы ребёнок улыбнулся, на секунду застыл от удивления, испытал восторг, попросил повторить фокус, показать новый или подержать в руках мячики для жонглирования. Когда цель достигнута – я счастлив, и никакого восстановления не требуется.

Конечно, эмоции бывают всякие. Но я научился не зацикливаться на переживаниях. Что с них толку? Чем больше копаешь, тем глубже яма, из которой труднее выбираться.

"Мы - часть праздника"

- День рождения ребёнка родители иногда превращают в праздник для взрослых, а детей развлекают аниматоры. Что думаете по этому поводу?   

-  Всякое бывает. То нас приглашают к концу веселья, когда дети уже неуправляемы, и никакими фокусами их не увлечёшь. То сталкиваешься с отношением «а ну-ка, удиви». Но чаще всего – да, аниматоров приглашают для того, чтобы дети не мешали взрослым.

Я просто думаю: у любых отца и матери есть всего каких-то десять лет от рождения ребёнка, когда он считает их самыми умными, красивыми, сильными, когда родители – беспрекословный авторитет, и им полностью доверяют. Это время надо использовать для укрепления отношений:  ходить в походы, устраивать квесты, учить всему, что сами умеете – от игры в волейбол до ремонта табуретки. Чтобы знать, как разговаривать с подростком, когда наступит переходный возраст, знать, что он любит, а с чем не намерен мириться.   

Конечно, мы, клоуны, готовы привнести свежую ноту в праздник. У меня есть собака – Тюбик - Джек Рассел терьер, которого дети обожают, а он обожает для них выступать. Но мы – только часть праздника. И далеко не главная его часть.   

Труд клоуна приносит детям улыбки, но он не прост. Фото: Из личного архива