В оренбургском Доме детства почти у каждого преподавателя, кто работал там в восьмидесятых годах, в личных архивах есть фотографии с Юрой Шатуновым. Но личных вещей не осталось: их забрала с собой, уходя с должности, бывший директор интерната – Валентина Николаевна Тазекенова.
Его знают все
О том, что у Юры с директором сложились очень тёплые, доверительные отношения, говорят все, кто знал их лично. Именно Валентина Николаевна уговорила в ноябре 1985 года комиссию оформить его в оренбургский интернат после того, как подросток почти год бродяжничал по Башкирии и Оренбургской области. Юра не раз в интервью говорил, что считает Тазекенову своей второй мамой. Именно она была инициатором того, чтобы учреждение называлось не интернатом, не детским домом, а Домом детства.
Последний раз в Доме детства Шатунов был в 2009 году. После того, как Валентина Николаевна из-за болезни покинула свой пост в 2013 году, связь с ним практически была потеряна.
О том, что Валентина Николаевна забрала с собой фотографии и некоторые вещи, здесь говорят с пониманием. Юрий дарил простые подарки именно Валентине Николаевне, не Дому детства. И они были дороги ей, как если бы их подарил собственный сын.
На стенах сейчас – фотографии певца в хоккейной форме на льду и во время встречи с воспитанниками. Но с тех пор, как Юрий Шатунов последний раз лично приезжал в Дом, прошло уже больше 20 лет.
«Кто там, в Москве, помнит или знает, что Юра из этих мест? В столицу его вытащил Андрей Разин, как я понимаю. А там уже неважно, где ты родился. Я как будто потерял близкого человека. Его песни всегда были мне по сердцу. Когда мы ездили в отпуск на море, например, и из каждого окна звучала «Седая ночь», я говорил местным, что это наш, оренбургский», — говорит оренбуржец Сергей Теплов..
Легенды и мифы
Когда человек становится супер популярным, его начинают окружать слухи, поклонники складывают о нём легенды. Однажды в известном ток-шоу на одном из центральных телевизионных каналов женщина заявила, что она – мама Юры Шатунова, а отец – никто иной, как Элвис Пресли.
На самом деле всё было намного прозаичнее. Юра родился 6 сентября 1973 года в Башкирии, родители – Вера Шатунова и Василий Клименко не сумели сохранить брак. После развода мама искала своё женское счастье, отец тоже завёл новую семью. Мальчика воспитывала бабушка, которая, не справляясь, в конце концов отдала его в детский дом. Подросток часто сбегал из учреждения, бродяжничал. Но оказавшись в оренбургском Доме детства, под крылом Валентины Тазекеновой, стал заниматься пением там же, в кружке, организованном Сергеем Кузнецовым, который писал песни. С ними и пошла в ближайший клуб группа с названием «Ласковый май». Первыми слушателями на дискотеках стала местная молодёжь.
О том, как «Ласковый май» захватил всю страну, создано немало документальных фильмов и даже художественный. Музыкальные критики искали ответ на вопрос – в чём секрет популярности бесхитростных текстов и непрофессионального вокала. Говорят и о том, что это было удачное стечение обстоятельств: перестройка, когда уже не хватало «официальных» певцов и хотелось чего-то нового, не отрицают «чуйку» и авантюризм Андрея Разина, не сбрасывают со счетов обаяние и смелость Юры Шатунова. Но о том, что «Ласковый май» стал явлением в истории СССР – уже почти никто не спорит.
Будут помнить
В галерее выдающихся оренбуржцев «Наши люди», который организовал благотворительный фонд «Евразия», наряду с экспозициями о Гарри Бардине, Льве Дурове и Викторе Черномырдине есть небольшая экспозиция, посвящённая Юрию Шатунову. Первые пластинки группы, магнитофонная кассета с картинкой, вырезанной из журнала «Работница», несколько фотографий.
В Оренбурге будет открыт временный мемориал Юрию Шатунову. Увидеть архивные материалы, принести цветы и почтить его память на выставке «Последний май» можно в Доме памяти на проспекте Победы до 7 июля.