«Позволь мне быть». Оренбургская поэтесса – о самиздате и цензуре

Людмила Ковалева выпустила первый за 12 лет сборник поэзии и прозы © / Мария Горина / АиФ в Оренбурге

«Простые слова» - название сборника, выпущенного оренбургским поэтом, писателем и сценаристом Людмилой Ковалёвой по итогам многолетней работы. Автор не стала ждать ответа от издательств, а решила, по собственному признанию, полностью взять судьбу книги в свои руки и издать сборник самостоятельно. Сборник вышел необычным – это не только книга, но и вкладыши с заданиями, фотокарточки и дополнительные материалы. Корреспондент «АиФ в Оренбуржье» встретилась с автором, чтобы поговорить о том, как пишут книги современные авторы, реально ли пробиться в крупные издательства и чем опасна самоцензура.

   
   

Сборник «вручную»

Дина Елманова, «АиФ в Оренбуржье»: - Сколько времени ушло на создание сборника?

Людмила Ковалёва, автор: Идея выпустить сборник возникла в октябре – тогда я начала делать подборку произведений, создавать иллюстрации. Но в то же время до конца я не была уверена, что хватит сил и возможности довести дело до конца. Всё-таки этот сборник нельзя назвать стандартным сборником стихов. Оформление его я полностью взяла на себя. Каждое произведение – отдельный файл с иллюстрацией автора, с отдельными дополнительными материалами. Их я ещё снабдила своими рисунками (я не художник, предупреждаю сразу!) и заданиями, чтобы читатель смог лучше понять произведение, понять себя или просто весело провести время. На сборку одного сборника уходило до 15 минут. Можно с уверенностью сказать, что каждый сборник – полностью «ручная работа», а потому тираж оказался сильно ограниченным. В будущем я планирую всё-таки создать упрощённый вариант, с которым будет легче выступать на презентациях.

- Некоторые стихи датированы 2016 и даже 2013 годом. То есть это первый сборник за 12 лет?

- На самом деле там есть даже произведение, написанное ещё в 2004 году. Моя самая первая книга – «Прогулки босиком», была издана в 2006. Помнится, редактор назвал жанр, в котором я работаю, «лирической прозой». Наверное, его можно применить и к некоторым работам в новой книге. А за прошедшее время я успела издать совместный сборник со своей сестрой Натальей Ковалёвой-Перепеченко и выпустить сказки про Хрюндика.

- Есть ли боязнь «повториться» в теме?

- Такого страха нет. Каждому автору надо учитывать, что все темы уже написаны до нас. Но в этом и интерес – увидеть, а как смотрит на уже много раз обозначенные темы, будь то взаимоотношения людей, смерть, любовь,  каждый автор? Думаю, этот сборник – отражение уже известных тем через призму моего опыта. Есть и произведения, вдохновленные просмотренными фильмами или песнями. К примеру, в сборник вошло произведение, написанное после просмотра фильма о Чехове.

   
   
Каждый сборник собран "вручную" Фото: АиФ в Оренбурге/ Мария Горина

 

- Какую роль выполняют задания к текстам?

- Они служат дополнением. Книгу можно просто прочесть, обходя их – и она будет восприниматься как обычный сборник. А можно и выполнить предложенные «квесты». У меня раньше уже был проект «Чистовик» - с упражнениями, основанными на своём опыте, на книгах. Некоторые из них я придумывала сама. В заданиях я предлагаю каждому читателю остановиться, подумать о том, чего он хочет на самом деле, какие роли играет и не хочет ли он сменить их? А есть упражнения весёлые – к примеру, в новом сборнике в произведении про волка и кошку в качестве задания предлагаю читателям отправить своим знакомым… мемы с котами. Или к стихотворении про Лиговку предлагаю оставить на любимой улице книгу для незнакомца.

«Подводные камни»

- Будет ли сборник передан в издательство?

- Конечно, очень бы хотелось. Издательства берут раскрутку на себя, распространяют по своим сетям. Но пробиться здесь очень сложно. Я обращалась в 10 издательств со сказкой по моей пьесе «Рыба». Ни от одного из них ответа я не дождалась. Поэтому мне трудно предположить, насколько востребована сегодня поэзия и стоит ли отправлять свежий сборник. В то же время думаю, что попробовать следовало бы.

- Что твой читатель должен понять из твоих стихов?

- У каждого сложится своё мнение – и оно будет правильным. И бесполезно утверждать, что «автор не это имел в виду». Есть такое понятие «Смерть автора» - то есть в тот момент, когда произведение закончено, оно начинает жить своей жизнью, через интерпретации читателей. И каждый из них видит в произведении что-то своё, иногда кардинальным образом отличающееся от первоначальной идеи. Порой, когда я читаю отзывы читателей в соцсетях, их трактовки, то не перестаю удивляться – как они это увидели?.. Ведь порой интерпретации получаются совершенно противоположными первоначальному авторскому замыслу. Поэтому я адресую свою новую книгу широкому кругу читателей.

- Какое произведение самое любимое?

- Ближе всего мне из написанного «Пустота» и «Если посмотришь в глаза мои…». Они самые большие по объёму и изначально задумывались как песни. Также мне нравится «На ручки». На мой взгляд, оно самое жизнеутверждающее – о познании самого себя. Для того, чтобы стать самим собой, нужно отсечь всё лишнее, не побояться нырнуть на самое дно, и только после этого найти нужное направление. Этот процесс очень тяжёл, но его нужно пройти, чтобы понять, кто ты на самом деле.

- Вопрос из самого наболевшего для авторов – отношение к цензуре?

- Как и все авторы – я против. Но главный враг любого творца, будь то писатель, поэт, художник – это не цензура, а скорее самоцензура. Не надо думать, что читатель глуп и не разберётся, в чём посыл того или иного произведения или что после прочтения он внезапно переменит свои взгляды. Важно понимать, что свой читатель и свой критик найдётся для каждой темы. Не стоит «зажиматься» и «перестраховываться». Плохих и запретных тем, на мой взгляд, не бывает вообще. Говорить нужно обо всём. Только в диалоге – решение всех проблем и взаимопонимание