Неестественная убыль. Число жителей Оренбуржья упало до уровня 1967 года

Население Оренбургской области сокращается на протяжении вот уже почти 30 лет. © / Владимир Жидов / АиФ

Органы загса по Оренбургской области опубликовали свежие данные о демографии с января по июль 2022 года. Цифры оказались нерадостными: население региона сокращается, причём как по естественным причинам, так и из-за внутренней миграции.

   
   

COVID закончился, последствия остались

За семь прошедших месяцев года, согласно статистике загса, ушли из жизни 15440 оренбуржцев. Это печальная и значительная цифра, но она всё-таки чуть лучше, чем ситуация за январь-июль 2021-го. Тогда скончалось 17626 человек, то есть избыточная смертность достигала 2186 человек.

Эксперты объясняют это эхом пандемии – коронавирус прошлым летом ещё бушевал вовсю, а ковидные больницы были переполнены. Сейчас ситуация с заболеваемостью существенно улучшилась, что и привело к снижению числа смертей.

ФАКТ
Властям на местах крайне невыгодно раскрывать истинную демографическую картину: от численности населения зависит бюджетное подушевое финансирование.

Что же касается рождаемости, то тут ситуация тоже нерадостная. Если в прошлом году с января по июль в области родилось 10573 младенца, то в этом – только 9397. Разница – 1176, или почти -11% год к году.

Причём чем вызвано такое падение, эксперты ЗАГС ответить затрудняются. Есть естественные последствия «демографической ямы», так как сейчас в детородный возраст входит малочисленное поколение молодёжи, родившейся в конце лихих 90-х. Молодых мам просто физически меньше – рожать просто некому. Однако падение в «яму» по всем расчётам не должно идти так быстро, по 10% за полгода – это чересчур. Возможно, причина в миграции: молодёжь уезжает из области попытать счастья на чужбине, и в итоге оседает в других регионах.

Меньше двух миллионов 

В целом население Оренбургской области сокращается на протяжении вот уже почти 30 лет. По данным Оренстата, максимум его был зафиксирован в 1996 году, когда в регионе проживало 2 млн 218 тыс. человек. Но уже с 1997 года начался спад, который продолжается и поныне.

Убыль оренбуржев отмечается буквально каждый месяц: миграция плюс смертность отнимают иногда по 1000 человек в неделю. По состоянию на середину 2022 года в нашей области проживают 1 млн 920 тыс. человек. Кстати, это столько же, сколько было в регионе в 1967 году – мы вернулись на демографические показатели полувековой давности.

Впрочем, орский политолог Татьяна Денисова полагает, что даже цифра в 1,9 млн человек завышена, так как значительное количество оренбуржцев «живут» в области только на бумаге. Фактически же они работают, платят налоги и потребляют товары и услуги в других регионах. Это и вахтовики, и студенты, и «удалёнщики». Властям же на местах крайне невыгодно раскрывать истинную демографическую картину: от численности населения зависит бюджетное подушевое финансирование. Показал, что у тебя в селе мало народу – рискуешь не получить никаких субвенций и субсидий из областной казны.

   
   

Справедливости ради нужно отметить, что власти Оренбуржья пытаются остановить отток населения, принимаются программы для удержания в регионе молодёжи, в частности, через льготную ипотеку. Взяли долгосрочный кредит, родили ребёнка – и уехать в поисках более перспективной жизни уже намного сложнее.

Однако конкуренцию за «человеческий капитал» выдерживать всё сложнее. Оренбургская область с трёх сторон окружена намного более мощными в экономическом плане соседями: Самарская область, Татарстан и Башкортостан сейчас сами ведут охоту за талантливой и лёгкой на подъём молодёжью. Не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге, где возможности и близко не сравнимы с провинциальными.

КОММЕНТАРИЙ

Социолог, профессор МГЮА им. Кутафина Галина Шешукова:

– Убыль населения Оренбургской области – это процесс объективный, он продолжается не годами даже, а уже десятилетиями. Да, сказывается и «демографическая яма» из-за низкой рождаемости во второй половине 90-х. Но основная причина всё-таки в том, что молодёжь не видит в Оренбуржье возможностей для своего развития. У нас нет достаточного количества крупных предприятий, а даже те, что есть, не могут предложить высокую зарплату. Сколько историй, когда здесь молодой сотрудник, допустим, в банке получал максимум 40 тысяч рублей зарплаты, а переехал в Москву на аналогичную должность – и у него на старте оклад 70 тысяч. Не говоря уже о том, что возможностей приложения сил гораздо больше. Например, где в Оренбурге найдут работу специалисты по китайскому языку или арабистике? По органической химии? По авиастроению? Да, у нас есть программы привлечения молодых специалистов на некоторых предприятиях. Но там требуется 20–30 человек, а убыль-то у нас идёт на тысячи. Можно ли вернуть людей в регион? Да, можно, но для этого нужна системная работа по созданию тысяч рабочих мест. Это минимум лет 7–10 огромных инвестиций и фактически формирование экономики нового типа.