На коленях по здравнице. Почему соль-илецких миллионов не хватает на пандус

Издалека людей на инвалидных колясках в этом муравейнике совсем не видно. © / Анна Коннова / АиФ

Когда-то в Соль-Илецке озера были народным достоянием и чудом природы. В 1943 году здесь был создан круглогодичный госпиталь, где долечивались раненые и инвалиды войны.  В 2018 все льготы отменены. В том числе и ветеранам Великой Отечественной. Корреспондент «АиФ Оренбург» изучил историю оренбургской здравницы и познакомился с теми, кто выбирает это место для отдыха и лечения.  

   
   

Благими намерениями

В 2010 - 2011 годах, когда постановлением областного Правительства вход на территорию озер сделали платным, прокуратура области потребовала его отмены. Прокуратуру поддержал областной, а потом и Верховный суд: взимание платы за проход на соленые озера было признано неправомерным. Губернатор Юрий Берг тогда в своем блоге написал: «Вы понимаете, почему я считаю эту новость не очень хорошей … эти уникальные места должны стать туристической меккой, и сделать это без привлечения частных инвестиций невозможно. А для того, чтобы туда пришел инвестор, нужно создать ему некие возможности зарабатывать деньги. Проект серьезный, перспективный и потому отнестись к нему надо сугубо по-хозяйски».

Несомненно, намерения были самые благие: инвестор вкладывает средства, туристы готовы платить за комфорт, мекка процветает. Но что-то пошло не так?

На курорте нет ни одного пандуса для детской или инвалидной коляски. Фото: АиФ/ Анна Коннова

«Некие возможности зарабатывать деньги» инвестору, видимо, создали. А что инвестор взамен? Много чего. Надежный забор вокруг туристического оазиса, бесплатный душ с ледяной водой и бесплатные туалеты в том виде, когда готов заплатить, лишь бы не видеть бесплатных. Несколько кабинок для переодевания, которые завешивают своими полотенцами и вещами, чтобы не были видны тела, и зонтики, под тенью которых места хватает не всем. С 2011 года это называется «курорт местного значения».

Закрыть глаза

За последние годы курорт в сезон – с мая по октябрь - посещает свыше полутора миллиона гостей. Население Соль-Илецка – немногим более 27 тысяч человек. Местные жители стараются обустроить свое жилье так, чтобы зарабатывать на туристах. Можно снять дом – от двух до шести тысяч за день, можно – койко-место за 350 рублей. Условия любые, каждый выбирает то, на что хватает средств. Возможны удобства во дворе и душ с водой, нагретой солнцем. Есть гостевые дома с полным набором комфортного проживания: здесь есть личная кухня и туалет, ежедневная уборка и кондиционер.

Но стоит пересечь турникеты на входе, отдав 250 рублей в выходной день, как все становятся равны. Успел занять шезлонг – он твой, полотенце бросил под тень зонта – повезло. В очереди за едой стоят все – и стар, и млад, и инвалид, и ветеран чего бы то ни было. Как и в очереди в душ и туалет. На территории есть вип-зона. Она огорожена сеткой-рабицей, вход на нее стоит еще 250 рублей с человека. Ничего большего и лучшего там нет. Просто на этом пятачке нет людей. Вип-персон, кстати, практически тоже.

Преодолеть такой спуск к озерам под силу только здоровому человеку. Фото: АиФ/ Анна Коннова

И многих почти устраивает то, что получает гость за 250 рублей на территории курорта.  Уникальные озера, грязь, о ее  лечебных свойствах складывают легенды, эмоции, которые дарит «невесомость» при купании, огромные казаны, в которых местные готовят плов, долму и барма-кебаб за 180 рублей порция, – все это может произвести впечатление.

   
   
Плов готовят в больших казанах: настоящий, узбекский. Фото: АиФ/ Анна Коннова

Галина и Владимир Безкаравайные приехали из Ханты-Мансийска. Пробудут здесь пару-тройку дней. «Мы просто тут загораем, отсыпаемся, набираемся сил, - говорит Галина. – Нравится погода, солнце, самочувствие и аппетит улучшаются после купания. У нас здесь родственники живут. Мы раз в несколько лет навещаем их, заодно и на озера заходим». 

И можно было бы закрыть глаза на холодный душ. В конце концов, народ придумал набирать из него в баклажки воду, которая часа через два нагревается солнцем до приемлемой температуры, а пяти литров хватает, чтоб отмыть от соляного панциря двоих взрослых. Можно зажать нос и воспользоваться туалетом, попросив покараулить кого-нибудь, если вдруг сломана защелка. Можно пройти пешком и сто, и двести и триста метров, если понадобилось добраться от одного озера до другого. Если ты здоров, на своих ногах, то все можно, все устраивает, все нормально.

«Мы приезжаем лечиться»

Замира Юсупова ездит в Соль-Илецк с 2011 года. Приезжает в пятницу, в воскресенье возвращается домой, в Татарстан. На инвалидном кресле от входа до пляжа ее по очереди везут то супруг, то родственники. Кое-где на руках несут и ее, и коляску. Ни одного спуска для инвалидной или детской коляски на этих гектарах нет. Есть более-менее пологий спуск у одного входа, но чаще всего все места вдоль него заняты.

Если бы не супруг и родственники, Замира Юсупова не смогла бы лечиться на соль-илецких озерах. Фото: АиФ/ Анна Коннова

«Я приезжаю сюда лечиться. Даже после трех дней чувствую улучшение: напряжение в мышцах и боли спадают, - делится Замира. -  Конечно, здесь ничего не сделано для инвалидов. Нас не так много, мы не заметны среди тысяч обыкновенных отдыхающих. Мне помогают муж и родные. А вчера мы видели парня без ног. Его жена одной рукой толкала коляску, другой держала за руку сына лет трех. А он, в наколенниках, сам поднимался по склону, помогая руками. Мне было очень жаль его».

«На человечность владельцев не рассчитываем»

Наталья Кузнецова привезла свою дочь Настю в Соль-Илецк впервые. Живут в Чувашии, в Чебоксарах. Как известно, семьи с особенными детьми общаются между собой, вот и Наталье рассказали о положительном воздействии соль-илецких озер на больных с диагнозом ДЦП. «Меня предупреждали, что условий для инвалидов здесь нет, но что настолько все плохо, я не ожидала, - делится Наталья. – Ни одного пандуса ни на спусках, ни на лестницах.

Наталья Кузнецова с дочерью Настей впервые в Соль-Илецке. Фото: АиФ/ Анна Коннова

Душ, в котором я не смогу Настю удержать на руках, чтобы ополоснуть, даже если бы вода и не была такой ледяной. Кажется, где-то есть платный теплый душ, но мы до него добраться не смогли. И плата. Если б были льготы, мы бы заходили к озерам два раза в день – рано утром и после часов четырех. Но сейчас получается слишком дорого, приходим только после обеда, когда солнце не такое палящее.

Я везу на коляске свои вещи и вещи дочери, две пятилитровых бутылки с водой, потому что не могу оставить Настю одну, чтоб идти ее набирать где-то здесь. Кое-что перекусить, покрывало, полотенца. Все гружу на коляску. Люди часто предлагают помощь, но почему нельзя сделать так, чтобы мы могли справиться сами? Нам, по большому счету, здесь необходимы только озеро и песок. Я за них плачу деньги на входе? Я буду писать в приемную Президента об этом беспределе, на человечность владельцев рассчитывать не приходится, а на местном уровне ничего, видимо, решать не хотят».

Наталья сложила мусор в пакет, отнесла к переполненному контейнеру, захватив еще и брошенную кем-то бутылку.

Упаковав вещи в две большие сумки, усадив дочь, не дожидаясь чьей-либо помощи, Наталья вытолкала коляску из песка (это не прихоть: врачи рекомендовали прогревать в песке суставы), и медленно стала выбираться наверх, к выходу. Своя ноша не тянет. А чужих - не заботит.

Миллионы и миллиарды

На сайте министерства физической культуры, спорта и туризма можно найти информацию, которая отслеживает путь развития Соль-Илецкого кластера. После того, как в 2011 году комплекс получил статус курорта, он подавал заявки на участие во всевозможных федеральных целевых программах. Например, в  2013 году оренбургский проект был признан лучшим из 16 и включен в перечень мероприятий «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». На его реализацию выделено 5,6 млрд.руб. 

Бесплатный туалет есть. К нему просто надо привыкнуть. Фото: АиФ/ Анна Коннова

Как сообщает информация – на первом этапе среди основных задач - принципиальное повышение качества услуг туристам. Достигаться это должно было посредством строительства сети малых гостиниц, объектов питания, развлечения и отдыха, благоустройства территории. Цель второго этапа – перевод туристского кластера в круглогодичный режим функционирования. Срок реализации проекта – 2018 год.  Значит, совсем скоро инвалиды перестанут добираться до желанного соленого берега на коленках, либо на руках родных.

Хотя, если на данном этапе о пандусах так и не позаботятся – не беда. У инвалидов есть возможность увидеть светлое будущее к 2025 году. 10 мая уже этого года в Москве Оренбургская область в лице вице-губернатора, заместителя председателя Правительства Оренбургской области Павла Самсонова и представителя главного инвестора кластера от ООО «Соль-Илецк-курорт» Сергея Иванова вновь презентовали уже новый проект и обосновали необходимость его реализации. И курорт снова ждет поддержка из федерального бюджета. 

Столпотворение у ледяного душа и кабинки для переодевания - привычная картина. Фото: АиФ/ Анна Коннова

«Наш регион – живой пример государственно-частного партнерства в сфере туризма,  - говорит сенатор - заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева. - Нам удалось привлечь почти 1,2 миллиарда рублей частных инвестиций. Построено 19 объектов туристической инфраструктуры, объекты культурного назначения и детского отдыха. Развивается оздоровительный комплекс: грязелечение, спелеолечение, фитотерапия, арбузолечение».

А инвалидам нужен всего лишь пандус. 

Мнение

- Озеро в плачевном состоянии, и ни город, ни область никак не хотят развивать курорт (все проекты реализуются в основном по федеральной программе), - считает заместитель председателя комитета по развитию туризма в Оренбургской области региональной Торгово-промышленной палаты Владимир Гетман. - Соль-Илецк должен быть сервисным. Это залог его существования в будущем. Мы не должны видеть сотни негативных отзывов после посещения курорта. Мы сами убиваем свой туристический поток. Главное не цена, а чистота, санитарные зоны, доступное общественное питание, инфраструктура обслуживания. Конечно, Соль-Илецк сейчас более чем доступен: билет в выходные стоит 250 рублей. Я за повышение цены до 500 рублей, но тогда нужно будет предоставить сервис, а не один единственный душ на два озера и туалеты, в которые страшно зайти.

Об отдыхе - без слов. Фото: АиФ/ Анна Коннова