Маршрут из намерений. Почему в области не развит региональный туризм?

Соседняя Башкирия предлагает оренбуржцам организованный туризм. © / Анна Мурзина / АиФ

С наступлением весны туризм начинает оживляться. Люди засиделись по домам, хотят движения, впечатлений и эмоций. Их тянет в горы, в степи, к берегам рек – полюбоваться на пробуждающуюся природу, глотнуть свежего воздуха.

   
   

Оренбуржцы выбирают Башкирию?

Александр Смотраев – инструктор с 18-летним стажем. Компания, в которой он работает, организует сплавы по рекам Башкирии, летние и зимние походы по Южному Уралу, Кавказу, Алтаю, Крыму, Тянь-Шаню. Туров много и для начинающих туристов, и для более опытных, и большинство из них находится в Башкирии. Там смогли реализовать проект регионального отделения Русского географического общества «Уральский барс». Покоривший семь вершин Южного Урала получает специальный жетон, а преодолевший специальный туристический маршрут – нагрудный знак.

«Мы разработали аналогичную концепцию для нашего региона, предложили министерству, но пока конкретных результатов нет, – рассказывает Александр Смотраев. – В нашей области водить в походы можно, тем более, сейчас – весной, когда в Башкирии ещё лежит снег вперемешку с грязью. У нас клиентов достаточно, но для общего дела я готов пожертвовать своим временем, но не деньгами. Поэтому принцип такой: наша идея, а со стороны региона – помощь в приобретении снаряжения. Нужны, например, байдарки, экипировка для горного туризма. В таком случае мы готовы работать в этой программе и привлекать людей к походам внутри региона».
ЦИТАТА
«Оренбуржье плохо представлено на туристическом рынке. Не верит регион в свои возможности».

Сотрудничество с министерством могло бы быть полезным для обеих сторон. У частных турфирм есть специалисты, альпинисты-инструкторы с многолетним стажем, разработанные маршруты, куда группы водятся годами. От министерства им нужна финансовая поддержка для приобретения дополнительного снаряжения. А вместе обе стороны могли бы развивать региональный туризм. Если предложения компании услышат и примут – выиграют все. Но пока этого не происходит.

В Оренбуржье есть всё для регионального туризма, кроме реальных дел. Фото: пресс-служба ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»/ Юлия Давлетшина

Туризм у нас в области передают от одного ведомства другому – сначала за него отвечало министерство физкультуры, спорта и туризма, сейчас – экономического развития.

На сайте в рубрике «Развитие туризма» – раздел «Туристская инфраструктура области» – до сих пор в разработке. Ничего нет в разделе «Туристические маршруты» и «Экскурсии». В инвестиционных проектах – старый документ о туристско-рекреационном кластере «Солёные озёра», куда из года в год вкладываются миллиарды, а конкретных результатов всё нет. Ссылка «Список оренбургских туроператоров» ведёт в Единый федеральный реестр туроператоров, где их ещё надо отыскать.

По сути, областное министерство описывает на сайте всего три туристических маршрута, которые были разработаны совместно с туроператорами для реализации региональной программы детского культурно-познавательного туризма. За два года – 2018 и 2019 – 264 ребёнка из многодетных и малообеспеченных семей совершили путешествия по области за счёт областного бюджета. И это, выходит, всё, что сделано на практике?

Планы и импульсы

Региональный туризм топчется на одном месте уже не первый год. Казалось бы, пока коронавирус определяет новые правила для путешественников, надо устанавливать свои. Но область слишком долго думает, как использовать вновь открывшиеся обстоятельства себе на пользу. 9 апреля в Чёрном Отроге официально начал свою работу музей им. Черномырдина. На торжественном открытии министр экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Денис Гончаров сообщил о том, что в планах министерства – отработать совместно с Южно-Уральской железной дорогой туристические направления по региону, сделать более доступным для приезжих и местных жителей посещение туристических объектов региона, в том числе, и в Чёрном Отроге. То есть музей открыт, ждёт посетителей, а дорожное сообщение только ещё будет обсуждаться.

   
   

Коммерческие структуры надо уметь заинтересовывать. Какой смысл им напрягаться и развивать внутренний туризм, если у них и так есть «набитые» маршруты, куда записываются в очередь за несколько месяцев и которые приносят им стабильный доход?

Фото: пресс-служба ФГБУ «Заповедники Оренбуржья»/ Дмитрий Немальцев

Региональный туризм начинается с малого. Студент 4 курса Оренбургского института экономики и естествознания педагогического университета Антон Щавелев разработал «Проект маршрута «Природные тайны Оренбурга» с элементами геокешинга».

«Геокешинг очень развит в Европе, – рассказывает Антон. – Человек или группа регистрируется, организаторы в тайнике прячут на маршруте что-нибудь интересное и полезное – книгу, сувенир, предметы с логотипом города, страны или фирмы-компаньона. В областном центре маршрутов, оборудованных для туриста, чтобы он мог самостоятельно узнать какую-либо информацию, нет. Гости прошли по улице Советской, дошли до Набережной и всё. Дальше идти некуда. Суть моего проекта – задать вектор развития городских территорий. То есть, чтобы появились площадки, дорожки, дружественная инфраструктура. В Зауральной роще можно обустроить несколько площадок – там, где вековой тополь, Старица, вдоль Урала – пойменный лес и озёра, гора Маяк. Нужно вкладывать средства, но рассчитывать на быструю отдачу не приходится. Наверное, поэтому заинтересованности в развитии таких маршрутов нет».

К слову, проект Антона Щавелева победил в областном конкурсе молодёжных авторских проектов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. Будут ли его разработки где-либо применены, Антон не знает. Возможно, их предложат местным туроператорам, но это не точно.

Может, и не стоит?

Существует и другое, не слишком популярное мнение: может, и не стоит развивать внутренний туризм там, где особо и показывать нечего? Где вложения требуются большие, а отдача – не сразу. Позиция имеет право быть, если бы не одно «но».

В области немало интересных для туристов мест – Карагай-Губерлинское ущелье, в Кувандыкском районе – гора Белошапка, небольшие пещеры, красивые холмы со скальными нагромождениями и река Малая Кайла, куда постоянно ходят туристы. За Саракташом в нескольких десятках километров есть хребет Карамурун -Тау и гора Нос – отличное место для однодневного похода. Шайтан-Тау, куда можно заходить не со стороны заповедника, с горы открывается великолепный вид.

Пока чиновники изучают импульсы, турфирмы водят в походы туристов. Фото: АиФ/ Анна Мурзина

Ташлинский район также интересен, самая высокая точка области на хребте Малый Накас привлекает высотой свыше 667 метров. Летом пользуются стабильным спросом одно– и двухдневные сплавы по рекам Сакмара, Большой Ик, Салмыш и Урал. По водной глади всё лето идут катамараны и байдарки. То есть, спрос есть. У чиновников же из года в год складываются только маршруты из намерений. Любители отдыхать на природе платят частным турфирмам, которые вкладывают полученные средства в развитие своего бизнеса. А если бы развитие шло по пути государственно - частного партнерства, полученный доход можно было бы направлять в инфраструктуру и экологию региона.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

– Оренбуржье плохо представлено на туристическом рынке. Не верит регион в свои возможности. Оренбург – милый, чудесный город. Там есть где пожить, есть что посмотреть. Можно делать туры выходного дня, но он никак себя не позиционирует. Я понимаю, что это не приоритетная отрасль. Конечно, многое надо «докрутить», чтобы продукт был возвратным. Но потенциал у региона есть.

В ТЕМУ

Директор НИИ региональной экономики ОГУ Игорь Корабейников.

– Сейчас в области существует несколько центров развития внутреннего туризма: курорт Соль-Илецка, горнолыжный в Кувандыке, Бузулукский бор, турбазы в Ташле Тюльганского района и другие. Они развиваются в той или иной мере, но достаточно активно. Однако это развитие носит зачастую обособленный характер. В регионе давно ведётся диалог о необходимости интеграции региональных центров развития туризма, но пока этот вопрос остаётся открытым.

По количеству посещений летом Соль-Илецк, например, достиг своего максимума, и дополнительный импульс могло бы придать развитие новых туристских продуктов. Но их нет.

Одним из вариантов развития туризма могла бы стать организация в Оренбурге турпродуктов, которые состояли из экскурсионных маршрутов в городе и поездок на 2–3 дня в региональные туристские центры. Тогда можно будет говорить о создании в области единого комплекса, который действительно будет приносить экономические результаты.