Целый год ограничений на проведение массовых мероприятий дал нам понять, что мы соскучились - по театру, по концертам, по атмосфере праздника, по общению с единомышленниками, и не только.
О том, кому сегодня нужен театр, как ставить спектакли, чтобы они были интересны молодёжи, где искать средства на реквизит и оборудование и как выйти за рамки школьного драмкружка, беседуем с руководителем Мобильного исторического театра теней «Лица во времени» Наталией Ермашовой.
Найти новую форму
Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Откуда у вас, человека с педагогическим образованием, эта идея - организовать театр?
За это время накопилось много материалов, среди них – расследование, которое началось с маленькой заметки в газете про оренбургского казака Василия Балабанова, ставшего легендарным отцом Паисием. Оказалось, его судьба просто невероятна – Русско-турецкая война, вероотступничество, секта, паломничество в Киево-Печерскую лавру, духовная миссия в Абиссинию, а параллельно ещё и история любви.
Его жизнь была настолько богата, многогранна и вызывала споры, эмоции, желание узнать ещё больше, что я долгое время искала всю информацию о нём. В конце концов, написала пьесу. Хотелось, чтобы люди узнали о нашем земляке, а это можно было сделать с помощью театра. Вот так и придумала Мобильный исторический театр теней «Лица во времени».
Если вы не идёте в театр – театр придёт к вам. Почему нет? Мы можем добраться с артистами и оборудованием до любого отдалённого села, школы, библиотеки и показать спектакль даже в самом небольшом помещении. А история нашего края богата, не на одну сотню премьер хватит.
- Кому сегодня нужен театр? Неужели современную молодёжь может увлечь история жизни казака, который жил в XIX веке?
- Наш спектакль посмотрели уже больше 4500 человек, мы проехали по нескольким районам, наша книга отзывов полна благодарных откликов, пришлось даже завести уже вторую.
Любовь, поиск своего пути, предательство, страх, вера – эти понятия были и будут всегда, они волнуют и вызывают отклик. Придумать форму, которая была бы актуальна для восприятия сегодняшней молодёжи – моя задача как руководителя театра. Клиповое мышление никто не отменял – хорошо это или плохо – уже другой вопрос, но это реальность. Молодёжь будет всякий раз отличаться от предыдущего поколения - это аксиома, и каждый раз надо придумывать нечто новое, что будет ей интересно.
Тени дают возможность включать собственную фантазию. Наш спектакль вместе с ремаркой длится около часа, а зрителям кажется, что намного дольше. Это из-за того, что высока концентрация - образы, голоса, интонации, полутона. А ещё видеоряд и музыка. Зрители очень хорошо принимают эту метафору – когда оживают тени прошлого.
И потом, наши актёры – это оренбургские студенты вузов и ссузов, многие – это приезжие из районов, выпускники сельских школ. Мы набрали два состава по пять человек, чтобы была взаимозаменяемость. Конечно, посмотреть на них из зрительного зала приходят однокурсники, друзья, с ними заводят знакомство их ровесники во время наших выездов. Так что у нас много молодёжи среди аудитории.
Зрители в районах не избалованы вниманием творческих коллективов. Но и в городах немало людей, которые ни разу не бывали в театре.
Гранты – наше все
- На какие средства существует театр?
- Я выиграла два гранта, хотя, когда писала их, не верила, что получится. И получилось-то не с первого раза. Там очень много тонкостей, о которых узнаёшь, только когда идешь по этому пути самостоятельно. Я зарегистрировала фонд, чтобы иметь больше возможностей, оказалось, организовать НКО было и проще, и дешевле, но никто не подсказал на том этапе.
Поддерживать культуру никто не спешит, если у тебя нет громкого имени. Но, видимо, я была убедительна, а моя идея актуальна, если сумела получить Президентский грант. Город выделил площадь в здании 1915 года. Без света, не ремонтированное никем несколько десятков лет, но зато с печью, на которой сохранились уникальные изразцы, и почти идеальным для театра помещением. Мы сделали ремонт, полностью заменили электропроводку. Те, кто был тут три месяца назад, не верят своим глазам – так всё изменилось.
Мне помогают единомышленники, такие же фанаты своего дела. Это Ирина Карсакова, которая создала в областном центре художественную галерею, организовала конкурс авторской куклы и открывает таких таланливых людей, о которых потом узнаёт вся страна и люди за её границами. Это Надежда Кутафина, с которой мы сумели разработать и воплотить десяток экскурсий по Оренбургу. Это профессиональный видеооператор Виктор Иванович Брейдер. Я всем благодарна за поддержку.
—Чтобы называться театром, надо выйти за рамки драмкружка. Как вам это удалось?
- Чтобы не быть школьным драмкружком, спектакли должны ставить профессионалы. Именно поэтому в гранте я указала, что мне необходимы средства на оплату труда профессионального режиссёра, звукооператора, художника по костюмам.
Много тонкостей, о которых мы даже не подозревали. Например, что съёмные микрофоны для нашего спектакля не подойдут – они будут видны на тени. Для частых переездов оборудование должно быть универсальным, простым и очень надёжным.
«Мы не развалились»
- Кстати, как принимают ваши работы коллеги по цеху?
- Довольно доброжелательно. Конечно, они в этой сфере, как рыба в воде. У нас совершенно разные ниши, мы им не конкуренты. Хотя приходилось слышать реплики – откуда, мол, у вас уже столько дипломов? Мы стали лауреатами первой степени в номинации «Пластический театр» на международном онлайн-конкурсе «Жемчужина Венеции», получили хорошую оценку жюри VI Международного онлайн-конкурса театрального искусства «Зелёная карта». Просто отправляли видео спектакля, и нас отмечали.
- Что помогло пережить пандемию? Не боялись, что будет трудно снова собраться после такого перерыва? Какие планы?
- Театр не развалился – это о многом говорит. Недавно мы приняли участие в студенческом фестивале «На Николаевской», теперь вот готовимся выступать для медиков, потому что хочется поблагодарить их за труд. Подали заявку организаторам международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Шёлковый путь».
В планах – постановка сказки об оренбургской паутинке, в которой переплетётся выдумка и реальность, работаю над спектаклем о «попаданцах» — в нём подростки будут попадать в разные реальности – от эпохи сарматов до времени полёта космических кораблей. В таком формате история воспринимается молодыми не как предмет, который надо зубрить, а как источник новых знаний. Знаний о людях и месте, в котором ты родился и живёшь.