Экс-депутат парламента Казахстана Уалихан Кайсаров сделал абсурдное заявление о «моральном праве Казахстана требовать у России свои территории». И речь идет о конкретных территориях и городах, в том числе Оренбурге и Оренбургской области в целом.
В частности, Кайсаров заявил, что территории России, Сибирь, «Московия» и даже Алтай — все земли вплоть до Венгрии – это были территории Чингиз-Хана и его наследников (судя по всему, современных жителей РК). Более того, бывший парламентарий озвучил «настоящие» названия городов русских. Естественно, что все они имеют соответствующий риторике Кайсарова тюркский «окрас». И мол это уже русские переиначили «исконно-казахские» названия на свой лад.
– Тот же Новосибирск – это Ногай-Сивир, это наши казахские земли. Тюмень – это Темен – южные края Золотой орды. За Тюменью выше тоже наши территории. Оренбург – это Орынбор, он был столицей казахского государства. Курган – это Хургал. Саратов – это Сарытау. Не Астрахань, а Астар-Хан. Не Омск, а Омбы, — перечисляет Кайсаров.
«Жёлтая гора» и «Крепость-уши»
К слову о Саратове: единой версии о происхождении названия города нет. По одной из версий, Саратов получил своё название от тюркского названия Соколовой горы «сары тау» — «жёлтая гора». Однако на данный момент данная гипотеза опровергнута, так как Соколовая гора никогда не была жёлтой, и на ней всегда рос лес. По другой версии, название городу дал скифско-иранского гидроним «сарат».
В случае с Оренбургом все гораздо проще. Свое название город получил от места первого заложения — реки Орь. Общеизвестное слово «бург», пришедшее из немецкого языка, означает «крепость». То есть Оренбург — это крепость на реке Орь.
Есть и другая теория, также связанная с немецким языком. «Ohren» означает «уши», «burg» — «крепость», то есть «крепость-уши».
Из указа императрицы Анны Иоанновны было сказано: «…Сему городу, с Богом, вновь строиться назначенному, именоваться Оренбург, и во всяких случаях называть его и писать сим от нас данным именем, в котором городе жалуем и даем соизволение всем и всякого народа российского (кроме беглых из службы нашей людей и крестьян, в подушный оклад положенных), купечеству, мастеровым и разночинцам, так и иностранных европейских государств иноземным купцам и художникам, тутошним башкирскому народу и живущим с ними и новоподданным нашим киргиз-кайсацким, каракалпацким народам, и из азиатских стран приезжим грекам, армянам, индийцам, персам, бухарцам, хивинцам, ташкенцам, калмыкам и иным, всякого звания и веры приходить селиться, жить, торговать и всяким ремеслом промышлять, и паки на свои прежния жилища отходить свободно и невозбранно, без всякой опасности и удержания».
Книги отобрали, в «Гугле» забанили
Перед тем, как делать столь громкое заявление, Уалихану Кайсарову стоило бы порыться в учебниках или на худой конец «погуглить» информацию, известную любому школьнику. Из умных книг псевдоисторик Кайсаров узнал бы, что часть современных территорий Казахстана некогда входили в состав Оренбургской губернии, а южная её граница проходила по берегам Каспийского и Аральского морей. Сама Оренбургская губерния была учреждена в 1744 году, а в 1781 году она была поделена на две области. 7 декабря 1934 года Президиум ВЦИК принял постановление об образовании Оренбургской области путём выделения её из Средневолжского края.
Что до Казахстана, то 5 декабря 1936 года Казахская АССР, территория которой к тому времени соответствовала территории современного Казахстана, была отделена от РСФСР и преобразована в Казахскую ССР.
«Цена маргиналам известна»
В Госдуме уже отреагировали на заявление Кайсарова. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин
заявил «Подъему» следующее:
«В Казахстане, особенно в среде вот такого рода экономистов и блогеров, достаточно лиц, которые с подозрением относятся к России и верят в то, что Россия обязательно будет претендовать на Северный и Восточный Казахстан, как области, населённые русским населением. У нас такого рода территориальных претензий к странам, с которыми у нас существует диалог, дружба, сотрудничество и партнёрство, нет. А что касается маргиналов, которые считают, что Оренбург – это казахский город или что-то в этом роде, то цена им известна».
Добавим, что сам Уалихан Кайсаров два раза пытался встать во главе Республики, но оба раза был «завален» на этапе проверки. В первый раз, в 2011 году, лингвистическая комиссия установила, что размышляющий сегодня о «исторических землях Казахстана» Кайсаров свободно не владеет казахским языком. В 2015 году республиканский ЦИК заявили, что Кайсаров является обладателем двух гражданств. Кроме этого, в биографических данных, заполненных им на казахском языке, были допущены ошибки. Видимо, на протяжении четырёх лет Кайсаров вместо того, чтобы учить родной язык, тренировался на контурных картах «оттяпывать» российские земли.