Чтобы помнили. В Оренбурге восстановлены имена расстрелянных 100 лет назад

40 фамилий из 128-ми нанесены на могильные плиты памятника. © / Евгения Чернова / АиФ

В Оренбурге около кинотеатра «Космос» на проспекте Парковом стоит неприметная для многих четырехгранная розоватая гранитная глыба. На ней надпись о том, что здесь похоронены красногвардейцы татары и башкиры, погибшие в бою с атаманом Дутовым 4 апреля 1918 года. До сих пор их имена были утеряны, но оренбургскому пенсионеру удалось восполнить эту утрату. Корреспондент «АиФ Оренбург» встретился с человеком, который несколько лет посвятил восстановлению исторической справедливости.

   
   

180 смелых

Житель областного центра Зуфар Муллабаев - ветеран МВД с образованием историка. Он участвовал в самых разных историко-археологических экспедициях по области. Немало времени уделил изучению братских могил, расположенных на территории парка Железнодорожников на проспекте Парковом, и по архивным документам установил, кто в них похоронен.

- В прошлом году летом приехал внук Тимур погостить, он учится в пятом классе в Казани, - рассказывает Зуфар Куддусович. - Мы с ним решили в кино сходить. Проходя мимо кинотеатра «Космос», он обратил внимание на гранитную глыбу, установленную на братской могиле, и спросил: «Почему здесь люди безымянные лежат? Разве ты, дед, не можешь разузнать, кто они?

О том, что дед Зуфар умеет искать потерявшихся людей, Тимур знал не понаслышке. Он видел, как много лет Зуфар Куддусович искал могилу своего дяди.

«Мой отец назвал меня в честь своего старшего брата, - рассказывает Муллабаев. - Он погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Мы знали, где он погиб но ничего не было известно о месте захоронения. Спустя много лет мне удалось разыскать информацию о братской могиле, в которой лежит мой дядя».

Для того, чтобы установить имена татар и башкир, сложивших голову во время осады Оренбурга войсками адмирала Дутова, Зуфар Муллабаев отправился в оренбургские архивы. Около полутора месяцев ушло на то, чтобы установить имена бойцов, чьим последним пристанищем стал так называемый малый сад Караван-Сарая.

«Целенаправленная работа по изучению архивных материалов того периода времени позволила детально изучить события ночи с 3 на 4 апреля 1918 года, - рассказал историк-краевед. - Белоказаки вошли в город со стороны Форштадта, вдоль набережной Урала они вышли к улице Николаевской (ныне - Советская), дошли до Караван-Сарая, где уничтожили немногочисленный караул, состоящий из башкир и татар, которые охраняли арестованных членов «башкирского валидовского правительства». В результате казачьего набега погибло 180 человек. Их семьям позже в губисполкоме помогали оформить специальные выплаты».

   
   

В списках не значились

В общей братской могиле у Дворца труда (ныне - административное здание по улице Цвиллинга, 1 за памятником революционерам 1917 года) было похоронено 128 погибших, в это число не вошли мусульмане и бойцы Жлобинского отряда, родственники которых похоронили их на других городских кладбищах, а также увезли домой в села. Оренбургский Губернский Мусульманский комиссариат при губисполкоме принял решение о погребении погибших красногвардейцев-мусульман на территории малого сада Караван-Сарая. Похороны состоялись 8 апреля 1918 года, за день до этого о мероприятии объявили со страниц газеты «Мухриб» («Известия»).

«Было выпущено воззвание к башкирскому и татарскому населению, в котором разъяснялось, что Советское правительство будет помогать семьям погибших в борьбе с врагами революции, - рассказывает Зуфар Куддусович. - Мусульманский комиссариат решил установить памятник на могиле красногвардейцев и приступил к сбору средств среди населения. В газете «Мухриб» от 15 апреля 1918 года был опубликован пофамильный список убитый татар и башкир». В нем было восемь человек: Галифулла Габдуллович Хасанов из деревни Сарманаево Зубовской волости Оренбургского уезда; Газизулла Гиниятуллович Гизатуллин из Соль-Илецка; Валимухамет Шагиахматович Ульмаскулов из деревни Бурли Стерлитамакского уезда Уфимской губернии; Арслангали Мирзагалеевич Бикбаев из деревни Галимкулово Оренбургского уезда; Мухамет-Заки Магадиевич Ялдашев из деревни Яны-Айтуганово Покровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии; Мунасиб Габдулхакович Каримов из деревни Макарово Мраковской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии; Сиражитдин Мифтахитдинович Саидов и Кыдрас Юлмухаметов. Все они были захоронены в братской могиле на территории малого сада Караван-Сарая в 40 метрах к югу от Минарета.

Памятник красноармейцам в парке железнодорожников стоит на месте одной из братских могил. Фото: АиФ/ Евгения Чернова

Обустройство братской могилы и памятника было поручено члену губисполкома Ю. Туйметову. До июньских дней 1918 года успели сделать немногое: построен цементный склеп, который в дальнейшем должен был стать фундаментом для памятника. Однако при наступлении белочехов город был оставлен, Караван-Сарай заняли контрреволюционные башкирские части. Фундамент склепа взорвали и сравняли с землей. После того, ка квлсть Советов полностью победила, на месте могилы установили временный обелиск и забор из штакетника.

Память - в наших руках

«В 1928 году дорогу от центра Оренбурга до железнодорожного вокзала реконструировали, - продолжает Зуфар Муллабаев. - Несмотря на просьбы общественности и ветеранов революционного движения, при расширении проезжей части были уничтожены малый сад Караван-Сарая, в том числе и братская могила. Камень, который стоял напротив входа в мечеть, перенесли к нынешнему кинотеатру, где он и находится по сей день».

6 ноября 1950 года в сквере 4 Апреля открыли памятник на братской могиле погибших в 1918 году при ночном набеге белоказаков. У подножия памятника - плиты с фамилиями погибших наиболее известных красногвардейцев.

«Из 128 человек похороненных в той могиле, на плитах всего 40 фамилий, - сетует Муллабаев. - Среди них только восемь мусульманских. Фамилии тех, кто был похоронен в могиле у Караван-Сарая, оказались на плитах другого памятника». Зуфар Куддусович недоумевает, почему была допущена эта ошибка, установить фамилии погибших оказалось несложно - они все есть в архивных документах. Однако памятных плит нет ни на братской могиле около «Космоса», ни на подобных захоронениях в парке Железнодорожников.

«Долгое время этот парк был в запустении, - говорит историк-краевед. - Недавно на него обратили внимание и даже сделали проект благоустройства. Вот только из места настоящих человеческих трагедий его хотят сделать развлекательным местом. Городские власти совершенно не учитывают исторические моменты, связанные с парком. В проекте благоустройства братские могилы даже никак не обозначены. За сто прошедших с тех событий лет краеведы, историки, власти не удосужились изучить архивные материалы и внимательно отнестись к обращениям общественности. А ведь память о прошлом - в наших руках».

Смотрите также: