Алексей Кампф: Безопасность – дело общее, общество должно доверять полиции

На протяжении последних лет население области положительно оценивает деятельность Управления внутренних дел. Результаты проведенных сотрудниками ФСО России опросов свидетельствуют о достаточно высоком рейтинге оренбургской полиции, а более 50% населения полностью доверяют ей. О том, как не потерять это доверие и с чем чаще всего оренбуржцы обращаются в полицию, рассказал начальник УМВД области генерал-майор полиции Алексей Кампф.

   
   

Люди стали бдительнее

- Мнение о полиции у граждан основывается, прежде всего, на профессионализме сотрудника органов внутренних дел. И нередко первое впечатление складывается после того, как человек в непростой, а иногда и критической ситуации ищет помощи и защиты, набирая номер 02. Звонить стали чаще?

- Конечно, активность населения возросла. Это хорошо, что люди стали бдительнее - сообщают о подозрительных личностях, детях без родителей, пьяных водителях, оставленных вещах, брошенных машинах. С начала года на телефон 02 поступило более 100 тысяч сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях.

Большинство звонков и заявлений – это конфликты между супругами, сожителями, соседями, когда бытовые ссоры завершаются драками и побоями. Пьющих людей не становится меньше, а значит, и жалобы на нарушение тишины и покоя в ночное время продолжают поступать. Звонят родители с заявлениями о пропаже детей. К счастью, абсолютное большинство таких случаев заканчивается благополучно: одних «потеряшек» мы находим в соседних дворах, других - в гостях у друзей. Но есть и те, кого искать приходится долго. Яркий пример - масштабная поисковая операция трёхлетнего мальчика в Кувандыкском районе.

Также в последнее время начали поступать заявления по фактам распространения оскорбительной информации в социальных сетях. Это новый вид правонарушений. Кстати, звонят не только на телефон 02, но и на телефон доверия.

У любого мобильного оператора действует номер «102». Можно и лично обратиться в любой ближайший отдел, независимо от места, где было совершено преступление, и сообщить сотруднику дежурной части имеющуюся информацию.

- Может ли случиться такое, что все линии телефона 02 будут заняты? Сколько человек дежурят и принимают звонки?

- Периодически в адрес полиции поступают жалобы о невозможности дозвониться на телефон службы 02, и что якобы сотрудники сознательно не хотят отвечать на телефонные звонки. По каждой жалобе проводим служебные проверки.

   
   

Чаще преступления и происшествия случаются вечером и ночью, поэтому именно в это время и поступает наибольшее количество звонков. К примеру, возьмем областной центр, где три телефонных линии 02, но случается, что и они бывают перегружены.  Порой в дежурную часть звонят люди, которым просто не с кем поговорить, или в нетрезвом состоянии, тем самым отнимая драгоценные минуты и у диспетчера, и у того, у кого действительно случилась беда.

Ежесуточно по всей области для обеспечения круглосуточной работы телефонов полиции на дежурство заступает 41 сотрудник. Зачастую во время звонка или при личном обращении в дежурную часть с сообщением о преступлении человек пребывает в стрессовом состоянии. Здесь нужно быть и психологом. Оперативный дежурный держит в голове и постоянно анализирует большой объем информации, он владеет оперативной обстановкой, знает район. Поэтому здесь несут службу наиболее подготовленные сотрудники полиции, которые в сложной ситуации смогут не только выслушать обратившегося, но и разобраться в его проблемах, а самое главное - незамедлительно отреагировать и принять правильное решение.

Безопасность – дело общее

- Ведётся ли запись звонков?

- Все сообщения записываются в автоматическом режиме на цифровые носители и хранятся не менее 30 дней. Записи являются как средством контроля за работой сотрудников, так и доказательной базой при проведении процессуальных мероприятий.

- В какие сроки регистрируются заявления, как выглядит алгоритм передачи информации и рассматриваются ли анонимные сообщения?

- Регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях осуществляется незамедлительно и в круглосуточном режиме.

Оперативная обстановка за сутки со всей области передаётся дежурными частями подразделений в дежурную часть. Смена в течение суток непрерывно собирает, обобщает и анализирует полученные данные, в том числе и с использованием систем видеонаблюдения аппаратно-программных комплексов, технических средств мониторинга дежурных нарядов и других информационно-телекоммуникационных систем. После этого поступает доклад руководителю территориального органа с предложениями о мерах реагирования. В случаях, не терпящих отлагательства, дежурный самостоятельно принимает решение и отдаёт распоряжения нарядам.

Анонимные обращения не регистрируются. Исключение составляют только сообщения о совершенном или готовящемся террористическом акте. Решение о целесообразности проведения проверки по анонимному обращению принимает руководитель органа внутренних дел.

- Существует ли регламент реагирования на происшествия и как быстро сотрудники полиции должны прибывать на место происшествия?

- Согласно Федеральному закону «О полиции» на сотрудников возлагаются обязанности незамедлительно прибывать на место совершения преступления или административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, а также устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности. Порядок реагирования полиции на указанные сообщения регламентирован нормативными актами МВД России. Оперативный дежурный обязан незамедлительно организовать выезд на место происшествия ближайших нарядов патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, подразделений вневедомственной охраны полиции и иных дежурных нарядов, также может быть направлен участковый уполномоченный полиции.

- Куда обращаться человеку, если он сочтёт, что сотрудник полиции превысил полномочия или нарушил закон?
- В дежурной части организована круглосуточная работа телефона доверия 79-10-00, входящего в систему «горячей линии» МВД России. Любой гражданин, посчитавший, что сотрудник полиции неправомерно отказал в регистрации сообщения о правонарушении, превысил полномочия, либо совершил другие противоправные деяния, может сообщить об этом на телефон доверия и изложить суть претензий. Информация принимается круглосуточно. Также обращения можно отправить по почте и в электронном виде на сайте в рубрике «прием обращений». Все обращения регистрируются, проводится проверка, заявителю направляется уведомление о принятом решении.

С начала 2020 года от граждан по телефону доверия поступило 437 сообщений по поводу действий сотрудников органов внутренних дел. Основная часть обращений касалась составления протоколов об административных правонарушениях сотрудниками ДПС, а также несогласием с принятыми решениями по результатам реагирования сотрудников полиции на заявления граждан.

Я уверен: наша совместная с оренбуржцами работа уже приносит свои плоды. Обратная связь позволяет совершенствовать нашу деятельность, люди чувствуют поддержку полиции и воспитывают в себе гражданскую ответственность, ведь безопасность — наше общее дело.