Летний сезон 2024 года жители Оренбуржья запомнят как «невыездной» — купить билеты на поезд стало практически невозможно. Причём если на южном направлении ажиотаж ещё можно объяснить, то почему нет мест в вагонах даже в соседний Челябинск — не может толком ответить никто.
Счастливый билет
Жительница областного центра Анна Куприянова решила навестить родственников в Ростове-на-Дону. Купить билет на поезд Орск — Анапа, на котором можно было добраться в пункт назначения, не удалось. Они были раскуплены ещё весной. Оно и понятно: в сезон многие запланировали поездки на морское побережье.
«В ту сторону пришлось ехать на машине до Москвы, а оттуда сесть на поезд до Ростова, — делится оренбурженка. — А вот обратно удалось купить билет на тот самый поезд из Анапы. Было единственное свободное место — видимо кто-то в последний момент отказался от поездки.»
И если с курортными направлениями всё вполне объяснимо, так как туристический поток по традиции устремляется на моря, то в этом году сложно оказалось найти билеты и на северные направления.
Так, семья Черепановых из Челябинска тоже решила навестить родственников в Оренбурге. Но тоже столкнулись с трудностями при покупке билетов на поезд. Приехать в Оренбург ещё можно, а вот вернуться обратно в назначенный день не получится — уже за месяц билетов в обратном направлении не было никаких.
«Придётся ехать на машине, чтобы точно вернуться к нужной дате и выйти на работу, — рассказывает глава семьи Алексей. — Не очень удобно, но выхода другого просто нет.»
Выбраться куда-то из Оренбурга в другие регионы становится всё сложнее. Проблематично купить билеты на самолёты, так как их тоже раскупают буквально в первые часы после поступления в продажу. Так, улететь на самолёте до Казани нет возможности с июня — билеты все раскуплены до августа. В обратном направлении можно купить билеты только на сентябрь. А всё потому, что у Оренбурга с Казанью нет прямого железнодорожного сообщения, и альтернатив добраться туда тоже немного: автобус, который едет около 15 часов, или сервис попутчиков, где нет постоянного расписания и гарантии того, что уедешь в чётко назначенное время. Словом, уехать куда-то из нашего города становится всё сложнее.
Старые вагоны и нехватка персонала
Претензии по поводу нехватки билетов пассажиры высказывают проводникам, но те лишь разводят руками.
«Купить билеты как два года назад, когда нужно срочно куда-то поехать, уже не получается, — рассказывает проводник вагона Наталья Иванченко. — Людям предлагают бронировать места в вагонах заблаговременно, за месяц, а то и за два. Но внятных объяснений не дают, что и приводит к конфликтам.»
И действительно, если вы, например, решили отправиться в Екатеринбург или Москву через неделю, то ищите такси или пользуйтесь сервисом поиска попутчиков. На поезде же свободными остались только места для животных. Для людей мест нет даже в вагонах СВ.
Как говорят сами железнодорожники, меньше билетов продают из-за того, что отмечается стремительное старение парка пассажирских вагонов, а новых производится мало.
«Это видно на примере московского и северного направлений, — говорит машинист поезда Артём Перелычко. — Если один поезд почти на 100% состоит из новых подвижных единиц, то его собрат, но курсирующий на север страны, из старых. Встречаются даже вагоны 1974 года выпуска, которые подновили и поставили на рельсы. Видимо, от безысходности.»
Оптимизация пассажирских вагонов может быть связана ещё и с проблемой нехватки кадров. На железную дорогу требуются все специалисты: от шпалоукладчиков и машинистов до проводников и поваров в вагоны-рестораны. Если некому работать, то и запускать вагоны без персонала в состав не станут.
«Сколько билетов предусматривает перевозчик на конкретный рейс, из каких соображений формируется тариф на проезд, а главное, почему нельзя купить билет, когда захочется — эти и другие вопросы волнуют и нас, рядовых работников.»
Доработок, по мнению сотрудников, требует и общая система купли-продажи билетов на поезда. Кассиры также отмечают, что невостребованный билет выбрасывается в продажу через 2 часа после отказа пассажира от поездки. А само количество билетов, купленных на тот или другой рейс, становится понятным примерно за 10-15 минут до отправления поезда со станции. То есть открытости и прозрачности в этом вопросе нет как для пассажиров, так и для сотрудников.
Все эти проблемы — системные. Решить их можно только на самом высоком руководящем уровне. Пока эти решения не приняты, оренбуржцы, видимо, будут добираться в соседние регионы на перекладных.