Качество приобретаемого бензина или дизтоплива является той характеристикой, которую невозможно оценить без специализированных знаний в этой области. Кроме того, на топливном рынке существуют мелкие организации, маскирующиеся под именитые бренды, где потребитель рискует заправиться некачественным топливом.
Автомобильное топливо представляет собой многокомпонентную смесь органических веществ, поэтому октановое число, главным образом, определяется составом бензина и зависит от наличия в топливе специализированных добавок, так называемых «присадок». Недобросовестные производители бензина могут использовать низкокачественные добавки для искусственного увеличения октанового числа.
К последствиям повышенного содержания серы в дизельном топливе, оказывающим негативное влияние на эксплуатационные характеристики транспортного средства, относятся коррозия поршневой системы двигателя, приводящая к снижению срока службы, а также нагарообразование и общее снижение эффективности топливной и выхлопной систем.
Нормы показателей октанового числа и содержания серы попадают под требования Технического регламента ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту». Так, в соответствии с этими требованиями, массовая доля серы для экологического класса топлива К-5 должна быть не более 10 мг/кг, октановое число по исследовательскому методу должно составлять не менее 80 ед., а по моторному – не менее 76 единиц.
Все эти характеристики отражены в разработанной Росстандартом памятке «Как читать паспорт качества», которая, в свою очередь, позволит повысить информированность покупателей о важнейших показателях качества топлива».