Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с определёнными проблемами при трудоустройстве: сложности с поиском вакансий, требования, которым непросто соответствовать, необходимость переучиваться. Поиск работы отнимает много сил и времени, и он вдвойне затруднителен для людей с ограниченными возможностями. Так какие же ошибки в этом процессе нужно исключить, куда обращаться и как избежать разочарования?
Неудачные попытки
У Елены Павловой ДЦП. В раннем детстве её прооперировали, с большими усилиями, с помощью мамы и папы, но она всё-таки научилась ходить. Все 11 лет школы – домашнее обучение. Потом девушка, как и мечтала, поступила на юридический факультет, где тоже отучилась дистанционно. Летом прошлого года Елена получила диплом и стала искать постоянную работу.
Об интерактивном портале областной службы занятости населения Елена узнала месяц назад. Нашла вкладку с банком вакансий своего района, там из 53 предложений подошло всего семь.
Девушка позвонила в одну из школ, где требовался лаборант. Ей подтвердили, что место квотируемое и оплачивается из расчёта ставки 0,25%. Но требовалось специальное образование и стаж работы, которых нет. Следующая попытка – ставка инженера по охране труда в другой школе. Однако специалиста на это место уже приняли, а вакансию с сайта не убрали. Затем был звонок в районный отдел образования, где требовался юрист. Там объяснили, что уже ждут человека на собеседование. Но посоветовали всё равно отправить резюме – и им, и в Центр занятости.
Акбулак – районный центр, свободных рабочих мест немного, а если учитывать ограниченные возможности здоровья соискателя, и это количество сокращается в разы. Большинство неактуальных предложений просто забыли убрать с сайта.
Осталась последняя надежда получить работу из этого небольшого списка вакансий – место продавца непродовольственных товаров. Судя по описанию, требования были приемлемыми. Но оказалось, что работодатель скрыл свои контактные данные. Узнать их можно было, только обратившись в ЦЗН лично или через личный кабинет, запросив услугу «Содействие в поиске работы».
«Хотелось бы, чтобы всё было устроено максимально просто, – говорит Елена. – Меня постоянно преследует страх: вот работодатель узнает, что я инвалид, и однозначно мне откажет. Но со мной беседовали вежливо, на вопросы отвечали обстоятельно. В одном лишь случае показалось, что постарались закончить разговор быстрее, сразу сообщив, что работа для инвалида слишком сложна. Но сделано это было тактично».
«За двадцать лет, что я веду бизнес, ко мне ни разу не пришли устраиваться от биржи, – делится опытом предприниматель Евгения Серова. – У нас в Новотроицке швейный цех, в пандемию хотели нарастить объёмы продукции – маски были востребованы. Подали заявку в Центр – никакого отклика. Оттуда только с обходным листом иногда приходят, чтобы мы печать поставили, что они нам якобы не подходят. Но мне абсолютно всё равно – инвалид человек или нет. Хочет, может работать – добро пожаловать».
Случай с Еленой – один из тех, когда инвалиды предоставлены сами себе. Шансы увеличиваются, если в электронной форме подать заявление через сайт «Работа России». Вход производится по логину и паролю от портала Госуслуг. Информацию можно будет узнать в личном кабинете, либо позвонят по указанному телефону. Но одно «НО» портит всё: Центр занятости соискателю всё равно придётся посетить лично. Явка обязательна, иначе в предоставлении услуги будет отказано.
Недостаток общения
К сожалению, трудоустройство – не единственная проблема людей с ограниченными возможностями. Им катастрофически не хватает общения.
Раз в год Дом культуры проводит конкурс рисунков, фотографий или стихов. Елена принимает в них участие, но такой формат не помогает социализироваться, знакомиться и общаться со сверстниками, а ведь девушке всего 24 года. Всё своё время она проводит дома с родителями, иногда выбирается в магазин или в гости к родным. Основное общение – в социальных сетях. А ей так хочется ходить на работу, а после – в кругу единомышленников говорить на самые разные темы.
«В 2015 году ВОИ организовало для нас с мамой поездку в Челябинск на слёт молодого актива. Я столько впечатлений и вдохновения получила от этого путешествия! Участвовала в мастер-классах, общалась с ровесниками. С нами беседовали психологи. Мне показалось, что они слишком идеализируют мир инвалидов. Эмоционально рассказывали о государственных программах, наших правах, трудоустройстве. Звучала фраза: «Идите, и вас возьмут!». Но я-то знаю, что всё совсем не просто».
Не всегда у таких людей есть возможность посетить государственное учреждение. Не могут инвалиды обойти все адреса, которые указаны в вакансиях. Поиск работы с помощью телефона – самый распространённый на сегодняшний день. Да ещё «сарафанное радио» и предложения «по знакомству». Решить вопрос трудоустройства инвалидов в полной мере государство пока не в силах.
КОММЕНТАРИЙ
КВОТЫ И ПЕРЕОБУЧЕНИЕ
Министр труда и занятости населения региона Раиля Исхакова:
С начала года трудоустроено 422 человека с ОВЗ. Профессиональную ориентацию прошли 1060 граждан. Услуги по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда получили 547 инвалидов.
Мы предлагаем пройти профессиональное обучение, повысить квалификацию. Этой возможностью воспользовались 34 человека. В Центре можно выучиться на оператора ЭВМ, библиотекаря, швею, парикмахера, есть и много других специальностей.
Предприятиям с численностью работающих свыше 35 человек устанавливается квота для приёма на работу данной категории граждан. В областном банке есть свыше одной тысячи вакансий в счёт квоты.
МНЕНИЕ
НАДЕЯТЬСЯ НА СЕБЯ И ДРУГ ДРУГА
Журналист, блогер, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, инвалид по зрению Леонид Шорохов:
В Москве люди вступают в Ассоциацию уличных музыкантов – поют и играют в метро на специальных площадках, легально зарабатывая деньги. Что касается прикладного творчества – плетение из бисера и лозы, разведение цветов – это тоже может приносить доход. Хуже ситуация с теми незрячими, кто имеет высшее образование и ищет работу в сфере интеллектуального труда.
Система специализированных предприятий сходит на нет. Инвалиды вынуждены подбирать работу самостоятельно, в меру своих возможностей. Служба занятости, к сожалению, мне, например, не помогла ничем. Организовывать специализированные рабочие места предприятия не хотят.
В Москве я занимался проектной деятельностью, которая приносила доход. В Оренбурге постоянную работу со стабильной зарплатой найти не смог. Есть благотворительные проекты, но они никак не влияют мой материальный уровень.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
НЕ НУЖНО СТЕСНЯТЬСЯ
Специалист по социальной работе КЦСОН Акбулакского района Гульшара Сарбубинова:
К сожалению, для молодых людей без ментальных нарушений у нас нет сообществ, к нам никто не обращался с таким пожеланием. У людей с ограниченными возможностями есть право ежегодно посещать реабилитационные центры в области, проходить санаторно-курортное лечение. И там люди знакомятся, общаются. Не нужно стесняться, стоит побывать у специалиста, и мы окажем поддержку, в том числе и психологическую.