«Северное сияние» по-оренбургски, или Дом, построенный вопреки

Спустя год после сдачи объекта все дольщики получили свои квадратные метры, но дело до сих пор остается открытым. © / АиФ

За судьбой жилого комплекса «Северное сияние» в Оренбурге три года следил весь город. Перспективный строительный объект превратился в проблемный, дольщики стали задавать вопросы по срокам ввода жилья сначала строителям, а затем и областному правительству.

   
   

В конце прошлого года для собственников новых квартир в вопросе окончания стройки была поставлена точка - они переехали в свое жилье. Но для руководителя строительной компании, которой удалось достроить многоэтажку, ситуация так и не получила логического завершения.

Кризисный удар

Генеральный директор ООО «ПСК» Алексей Шумилкин рассказывает историю «Северного сияния» со всей честностью, не скрывая, что объект действительно оказался проблемным.

«Наша компания выступила инвестором строительства 17-этажного дома на перекрестке улиц Театральной и Березки, но в итоге эту стройку мы уже заканчивали как подрядчики, - рассказывает Алексей Шумилкин. - Поначалу мы даже не могли предположить, какие печальные перспективы нас ждут».

2013-й год. Стройка идет полным ходом, квартиры в строящемся доме пользуются большим спросом на рынке, люди становились дольщиками, доверяя деньги застройщику, тот, в свою очередь, вкладывал свои средства в возведение многоэтажки, банки гарантировали, что помогут кредитами, когда это потребуется. Но в стране грянул серьезный кризис. Он сильно ударил по финансовому положению подрядчиков, которые, ссылаясь на трудности, стали нарушать сроки исполнения работ.

«У нас есть гарантийные письма от компаний-подрядчиков, в которых они признают, что допустили отставание от сроков, но обещали все работы закончить в установленные сроки, - продолжает Алексей Михайлович. - Компания «Каркас-Ч» сдвинула срок сдачи объекта на 1 год и 9 месяцев, хотя авансом мы оплачивали материалы и оборудование. В общей сложности мы перечислили подрядчикам порядка 137 миллионов рублей, но выполненных в срок работ так и не увидели. После того, как к работам приступил другой подрядчик - ООО «Легион - 56» - отставание от графика составило еще 12 месяцев, хотя они получили от нас 211 миллионов рублей».

Один в поле воин?

На фоне таких проблем учредители компании-инвестора стали беспокоиться за свое благополучие. В итоге двое из троих - Сергей Кронвальд и Ринат Зинатуллин - просто решили больше не участвовать в проекте и попросту сбежали, сняв с себя всю ответственность за дальнейшую судьбу дома. В роли гаранта завершения строительства выступил Алексей Шумилкин, взяв на себя все бремя по финансам.

   
   

«Я не хочу бросаться красивыми фразами, но это был именно тот случай, когда я просто не мог поступить по-другому, - говорит он. - В сфере строительства Оренбуржья я работаю более 10 лет. Вопрос о том, что дом должен быть достроен, для меня не стоял. С этого момента проблема переросла в социальную, потому что сотни семей ждали, когда они смогут переехать в квартиры, за которые уже отдали свои деньги».

Шумилкин предпочитает не рассказывать, чего ему стоило привлечь на стройку новых инвесторов.

«Свой неприятный след оставили и конфликты с органами городской власти из-за выбора подрядчиков», - поясняет Шумилкин.

Так или иначе, но в конце 2017 года дом был официально сдан в эксплуатацию. При этом, в проблемную стройку не было привлечено ни одного бюджетного рубля, весь проект полностью лег на плечи Шумилкина. Однако 14 июня 2017 года - буквально за несколько месяцев до этого на Алексея Михайловича заводят уголовное дело.

«Несмотря на то, что я все же достроил этот дом, люди получили свои квартиры и больше не предъявляли претензий, правоохранительные органы предъявили мне обвинение в злоупотреблении полномочиями».

Чтобы доказать свою невиновность, Шумилкин предоставил полицейским все документы, которые подтверждали причины задержки ввода дома в эксплуатацию, включая гарантийные письма от подрядчиков, которые в итоге не исполнили свои обязательства, и нормативные акты, по которым нужно было приводить документы по стройке в соответствие с новыми законами. Но следствие решило пойти дальше: были изъяты компьютеры со всеми исходными данными, проведена выемка оригиналов бухгалтерской и проектной документации.

«В итоге для того, чтобы подготовить уже достроенный дом к приемке и предоставить необходимые для этого документы, мне приходилось ждать согласия следователей, которые могли тянуть с этим до месяца, - продолжает Алексей Шумилкин. - Все это практически парализовало деятельность компании».

Фото: АиФ

Вопросов больше, чем ответов

В деле Шумилкина уже собралось уже порядка 300 томов документов, расследование, по словам самого Алексея Михайловича, идет крайне некорректно.

«Следователи настояли на проведении экспертизы по оценке стоимости строительства жилого комплекса, хотя я им объяснял, что завышать ее мне не было смысла, я уже потерял миллионы на контрактах с подрядчиками, которые оказались недобросовестными, - поясняет Шумилкин. - Из-за того, что документы изъяли эксперты, их невозможно представить в суде. Получается, что следствие в отношении меня идет, но оно не коснулось подрядчиков, из-за которых были нарушены сроки сдачи дома, и учредителей, которые решили остаться в стороне от проблемного объекта».

По сути все «шишки» посыпались на того человека, благодаря которому закончилась эпопея с затяжной стройкой.

Кроме того, показания некоторых свидетелей вызывают недоверие. В распоряжении редакции оказалась запись одной из бесед. На ней женщина, по голосу похожая на одну из сотрудниц компании-застройщика рассказывает собеседнику, по голосу похожему на Шумилкина, что может дать показания по делу либо в пользу своего собеседника, либо против него. Исход будет зависеть от того, получит ли она «с компании «ПСК» в лице генерального директора Алексея Шумилкина» 7,8 миллиона рублей.

Помимо этого, в постановлении о возбуждении уголовного дела на Алексея Шумилкина говорится о том, что дольщики внесли 577 миллионов рублей, но при этом не получили причитающиеся им квартиры. На момент возбуждения дела фактически так и было, поскольку строительство еще шло. Однако сейчас, спустя уже год после сдачи объекта, все они получили свои квадратные метры, за которые в свое время и заплатили сумму, обозначенную в постановлении, но дело почему-то до сих пор остается открытым.

Стоит отметить: несмотря на то, что строительство объекта по сути стало убыточным для Алексея Шумилкина, и ему пришлось вложить в этот дом гораздо больше средств, чем это планировалось, дольщики никаким образом не ощутили на себе удорожание квартир. Они не доплатили ни рубля за свои квадратные метры.

Дело без конца

Чтобы понять, почему следователи заинтересовались личностью Шумилкина уже после того, как строительство дома вышло на финишную прямую, редакция отправила официальный запрос начальнику следственной части СУ РФ УМВД по Оренбургской области Михаилу Турыгину с просьбой проинформировать журналистов о ходе расследования уголовного дела по факту превышения должностных полномочий руководителем ООО «ПСК» Алексеем Шумилкиным. Прошло больше месяца, но ответ от следователей мы так и не получили.

Сам Алексей Михайлович объясняет столь пристальное внимание правоохранительных органов к своей персоне тем, что за всем этим стоят чьи-то интересы.

«Сфера строительства уже оправилась от кризиса, видимо при помощи силовых структур кто-то пытается избавить этот рынок от сильного конкурента, - предполагает Шумилкин. - Я уже слышал от следователей фразу, что если они завели дело, то просто так закрыть его уже не получится. Видимо, кому-то я перешел дорогу, и теперь этим людям важно повести это расследование хоть до какого-то приговора».

Смотрите также: