В обсуждаемом документе речь идёт о резком - почти в два раза - увеличении пеней. Второй момент - возвращение практики запрета продажи квартир, по которой накопились долги по ЖКХ.
Неоплатный долг
Ситуация с квартплатными платежами в Оренбургской области вызывает тревогу и ухудшается вот уже третий год подряд. Начиная с 2011-го оренбуржцы только за тепло и газ задолжали порядка 2,5 миллиардов рублей. Всего же сумма долга по всему спектру коммунальных услуг, включая капремонт, составляет уже порядка 5 миллиардов рублей. Это огромные деньги, сопоставимые с полугодовым бюджетом всего областного центра. Причём ситуация усугубляется тем, что сегодня сама квартира или дом никак не «привязаны» к коммунальным счетам. Долги накапливаются исключительно собственником, который в любой момент может продать своё жильё. Новые же хозяева начинают жизнь, что называется, «с чистого листа». И уже ничего не должны ни ТСЖ, ни теплоэнергетикам, ни водоканалу.
- Сегодня примерное каждая десятая квартира в Оренбурге выставляется на продажу с долгом по «коммуналке», и число таких сделок растёт, - рассказывает риэлтор Виктор Малешкин. - Особых проблем для покупателей это не вызывает: регистраторы не интересуется состоянием счетов ЖКХ, а жилищные управляющие организации не могут предъявить к новому собственнику долги, которые сделал прежний хозяин. В моей практике были случаи, когда люди покупали трёхкомнатную квартиру с долгом в 86 тысяч рублей. Там был отключен свет, горячая вода, но всё это было восстановлено слесарями сразу же, как новый покупатель показал свидетельство о праве собственности. Таким образом, проблемы «повисли» только на ТСЖ: им теперь придётся искать прежнего хозяина и «вытрясать» с него долг.
Квартплата как алименты?
Впрочем, такая ситуация, возможно, продлится недолго. Уже осенью предполагается ввести запрет на продажу таких квартир и домов «с обременением». Проще говоря, прежде чем провести сделку, хозяин должен показать, что за все услуги ЖКХ у него всё уплачено.
- Подобная мера - хорошо забытое старое, - объясняет Виктор Малешкин. - В 90-х годах даже для прописки-выписки нужно было брать справки в ЖЭКе, что, мол, долгов нет, и уж тем более - для продажи. Но подобные требования были незаконны и уже лет 10 как не применяются.
Более того, коммунальных должников хотят едва ли не приравнять к злостным неплательщикам алиментов со всеми вытекающими последствиями: запретить выезд за границу, а так же «отнимать» водительские права. (Разве что к уголовной ответственности пока не привлекают.)
К слову сказать, подобные меры могут быть действенными: проблемы с оплатой ЖКХ нередко возникают в новых домах, где квартиры покупают не для того, чтобы жить, а как средство вложения сохранения денег (инвестиционные покупки). В таких квартирах хозяева не появляются месяцами, никак не интересуются работой домоуправлений, и для них предполагаемые запреты будут чувствительны. Особенно, если будет принята и ещё одна поправка в ЖК - о двукратном росте процентов по пеням.
ТСЖ лучше, чем банк
Сегодня за просрочку коммунальных платежей пени начисляются просто смешные - 1/300 текущей ставки рефинансирования Центробанка в день. В переводе на привычный язык кредитных процентов на сегодняшний день это примерное 8% годовых. Или - по 4 копейки в день с каждой просроченной тысячи. Такие ставки даже выгодны оборотистым жителям: проще «занять» у ТСЖ, не внося ежемесячную квартплату, чем брать кредит в банке, где ставка - минимум 18-20% годовых.
Новые правила расчёта пеней «приравняют» цену просрочки до 1/170 ставки рефинансирования в день, или примерное до 17-18% годовых. Такие проценты, по мнению экспертов, вполне «конкурентоспособны» и заставят людей не откладывать платёжи. Эксперты уверены, что число оренбуржцев-неплательщиков из-за таких «драконовских» мер снизится вдвое. А для тех, кто действительно не имеет возможности вовремя рассчитываться за квартплату из-за сложной жизненной ситуации, ужесточение пеней послужит стимулом для оформления субсидий.
Так или иначе, но принимаемые законопроекты направлены на облегчение жизни ТСЖ и управляющих компаний. Сегодня даже в относительно благополучных районах области до 60% их доходов уходит на «покрытие» долгов и общедомовых начислений. Оставшихся денег же едва хватает на текущее обслуживание домов.
В проблемных же территориях, на старом жилом фонде ситуация и вовсе печальна. «Выбить» долги ни с помощью пеней, ни запретов не удастся. У людей просто нет денег, и в этой ситуации пугать закрытыми границами бессмысленно. Нужна полномасштабная реконструкция жилищно-коммунальной системы, замена сгнивших труб и котельных, «греющих небо», расселение «хрущоб» и бараков. Но для этого нужны десятки миллиардов рублей, а их в тощем областном бюджете просто нет. Вот и остаётся чиновникам только «закручивать гайки». Вот только главное при этом не «сорвать резьбу» народного долготерпения…
Компетентно
Ольга Залавская, кандидат юридических наук, специалист по коммунальному праву:
Здесь же меня пугает, что квартиру можно фактически арестовать по надуманному предлогу, по долгам, которые коммунальщики могут просто «нарисовать» на бумаге. Вспомните, сколько было у нас в городе коммунальных скандалов, «жилищных» войн, когда люди возмущались и двойными квитанциями, и астрономическими суммами в них. Разбирательства шли годами, да кое-где и до сих пор идут. И что же, всё это время нельзя квартиру продать, на отдых или к родственникам-иностранцам выехать? Абсурд!
Намного разумнее мне кажется идея «закрепления» долга за квартирой. Кстати, подобная правовая мера уже применяется в части платы за капитальный ремонт: каждый новый собственник в данном случае считается правопреемником предыдущего. Почему бы не распространить этот опыт и на другие виды платежей?
Официально
Татьяна Герасименко, управляющая ТСЖ:
Запрет же регистрации квартиры - отличная идея. Тем более, что эта практика уже неплохо зарекомендовала себя в 90-е годы. Хочешь продать квартиру - получи сначала справку в ТСЖ, что у тебя нет долгов. И мы имеем гарантию, что бывший жилец не «испарится» вместе с задолженностью. К сожалению, у нас сейчас нередки такие случаи. А заниматься розыском должника очень сложно, он же не оставляет ни адреса, ничего. А мы не сыщики, чтобы за ним гоняться. Вот и «повисают» многотысячные долги, и надежда их вернуть - весьма призрачна.
Смотрите также:
- Как теперь будут ремонтировать жилой фонд в Оренбургской области? →
- Кому выгодны ОДН? Цифры в новых квитанциях пугают жильцов и УК →
- В Оренбурге ужесточат борьбу со злостными неплательщиками →