Мало кто решится встречать Новый год без ёлки – настоящая или искусственная, а может просто несколько веточек в вазе, но своё присутствие главное дерево праздника всё же обозначит. Наряжают его тоже по-разному, кто-то каждый год покупает новый набор в определённом стиле, кто-то бережно достаёт старые игрушки, видавшие несколько поколений.
О том, откуда пошла традиция наряжать ёлки на новый год и Рождество, что вешали на ветки в разные времена и почему чаще всего мы создаём дома ёлку в стиле кантри, беседуем с заслуженным деятелем культуры России, искусствоведом, доцентом кафедры дизайна ОГУ Геннадием Найдановым.
Спасти «дух Рождества»
Евгения Чернова, АиФ Оренбург: Геннадий Александрович, традиции наряжать ёлку уже не одно столетие, но известно ли, откуда она пошла?
В России, как известно, обычай встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввёл Петр I. Но традиция наряжать ёлку и делать это именно к Рождеству, которое праздновалось 25 декабря, появилась в России при Николае I. Ещё до революции сложился обычай праздновать Рождество, наряжая ёлку и проводя детский праздник. Однако забава эта была недешёвой и доступной лишь для обеспеченных детей.
С конца 1920-х годов в России рождественская ёлка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный», антисоветский обычай. Только в 1935 году началась «реабилитация» незаслуженно отнятого у народа праздника. В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов установили 15-метровую ель и устроили грандиозное празднество.
С тех пор Новый год, ёлки и выпуск ёлочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. С 1954 года главная ёлка страны устанавливается в Георгиевском зале Кремля. Её украшали несколько дней. Кстати, до 1900 года считалось, что ёлка должна быть яркой и броской, усыпанной игрушками; в начале ХХ века были популярны ёлки в стиле «минимализма» – строгие, невычурные, в серебристо-белых тонах. А позже пришла тенденция украшать ёлочки фигурками из золочёной и серебряной бумаги и картона и соломенными звёздочками.
Кто во что горазд
– Многие дома и сегодня бережно хранят игрушки советской эпохи, тогда появилось немало других фигурок, а не только шары.
– Действительно, советская эпоха подарила ёлке замечательные новогодние игрушки, связанные с историческими событиями страны. Именно тогда стали появляться сохранившиеся у многих космонавты, самолёты и ракеты.
Одним из таких символов стала кукуруза. Во времена Хрущёва именно эта культура получила статус «царицы полей». Её можно было увидеть как на поздравительных открытках, так и на ёлках в виде игрушек. Позже к кукурузе добавились огурцы, перцы, репы и другие овощи, которые стали символизировать достаток в доме.
Что касается гирлянд, то своё распространение они получили примерно в 60-х годах. Тогда и электричество уже вовсю шагало по стране, и разнообразие лампочек появилось. До этого огни на ёлках заменяли свечи, которые нередко становились причиной пожара.
Поначалу в семьях за великую радость были нитки обычных прозрачных лампочек, которые чуть позже народные умельцы начали раскрашивать в разные цвета. Позже разноцветные гирлянды стали делать уже на заводах. К слову, промышленные гиганты сразу же после реабилитации новогодних ёлок были вынуждены перепрофилировать производство под праздничные украшения. Если на заводе работали с металлами, там начинали штамповать железные звёздочки, в бумажных цехах появлялись картонные фигурки, фабрики, работающие с пластмассой, выдавали красные звёзды-наконечники и всевозможные бусы. Известен факт, что на заводе, где плавили медь, для главной ёлки страны сделали медный «дождик», вытянув металл в тонкие ниточки.– Известно, что звезда на верхушке ёлки – это успешная трансформация вифлеемской звезды в советскую символику. Однако у некоторых на вершине красовалась так называемая «сосулька» – острый наконечник.
– На самом деле это не сосулька, а стилизация под ракету. На первых ёлках она даже не была прямой, концевик уходил в сторону по дуге, символизируя уходящую к горизонту стальную махину. Кроме того, были попытки нарядить ёлку в «промышленных» традициях. Помимо ракеты на верхушке ёлку обвивали не серпантином и бусами, а… железной дорогой.
Так или иначе, но стеклянные игрушки «родом из детства» для многих остаются самыми любимыми. Это неудивительно, поскольку все они были ручной работы, их даже расписывали вручную без применения машин. И это притом, что в стране Советов даже делали целые тематические серии ёлочных игрушек. Одна из самых редких – серия, посвящённая кинофильму «Карнавальная ночь», а самая многочисленная была сделана по мотивам сказки про Чиполлино – в неё вошли сразу 40 персонажей.
Крестьянский стиль
– Существуют ли в новогоднем декоре какие-то тенденции? Часто городские елки украшают в каком-то одном тематическим стиле.
– Вообще, чтобы выдержать новогоднюю ёлку в одном стиле, нужно приложить усилия. Гораздо проще повесить на неё всё, что есть в доме, чем подобрать каждую игрушку и гармонично расположить их на ветках. Сегодня в домах стоят новогодние красавицы, наряженные в стиле кантри, что по-русски звучит как крестьянский стиль.
– К слову, много споров было по поводу того, в шубе какого цвета должен быть российский новогодний дед. Говорят, что красная шуба – это атрибут его брата из Америки Санты Клауса.
– Сложно сказать однозначно. Вообще Дед Мороз как фольклорный персонаж появился у нас довольно поздно – примерно в середине XIX века. Изначально он изображался в шубе коричневого цвета. Вообще же оптимальным вариантом считается шуба белого цвета. Но как раз в советское время появились вариации синего и красного тулупа. Есть несколько предположений, почему это случилось. Стоит отметить, что до 1939 года Новый год не был даже официальным праздником, это был обычный рабочий день. И как раз в 1940 году его сделали красным днём календаря.
Есть версии, что Деда Мороза «одели» в красное из-за ассоциации этого цвета с выходным. А вообще есть даже научная работа, посвящённая анализу того, в какое время и сколько раз на открытках Дед Мороз изображён в красном или в синем.