Всем миром. Как жители села своими силами построили церковь

Любовь Ивановна сначала собирала у себя дома на молитву жителей села, а потом затеяла стройку храма. © / Людмила Максимова / АиФ

В деревнях и селах обычно встречаешь храмы Николы Угодника и Покрова Божией Матери. Несколько лет назад на станции Губерля в 30 км от оренбургского Новотроицка выросла церквушка святой преподобномученицы Елизаветы.Храм был воздвигнут силами местных жителей. Корреспондент «АиФ Оренбург» побывал в Губерле и узнал, как шло строительство.

   
   
При въезде в село первое, что бросается в глаза, - крест на горе и храм. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

«Родная матушка встречала»

Семья Горбулиных в начале 2000-х приехала в Губерлю из Казахстана. Старший сын почти солдат, младший - подросток и маленькая дочка. Как прокормить всех на новом месте? Недельку жили у родственников мужа, а потом съехали. Тяжело было оказаться в чужих, голых стенах после хорошего дома в любимой Новодолинке. Работы не было. Муж то сено грузит, то охотится, то рыбачит - так и выживали.

«Когда мы приехали сюда, я сильно тосковала, здесь все было чужим. И только заходя в храм, я чувствовала что-то родное», - вспоминает Любовь Ивановна Горбулина.

Любовь Ивановна в церковь пришла еще в юности. Чувство веры заложила еще бабушка, которая говорила, указывая на иконки в шкафчике: «Будут их ругать, а ты не говори». Рядом с деревней в Казахстане ранее жил преемник оптинских старцев Севастиан Карагандинский, служили его ученики. Любовь Ивановна была знакома с ними, у себя в селе Новодолинке в храме преподобномученицы Елизаветы вела воскресную школу. И в Губерле Любови Ивановне не хватало молитвы:

«Смотрю, никто не собирается, не молятся. Умрет кто, непонятно, что читается над усопшим», - говорит она.  В итоге, она отправилась  в Новотроицк просить благословение, чтобы собираться молиться общиной. Когда зашла к священнику Григорию Катруку, первое, что увидела в его комнате - икону святой великой княгини Елизаветы.

«Родная матушка меня встречала. Это было мне в утешение. Но тогда я не могла знать, что эта святая станет покровительницей нашего села», - вспоминает Любовь Ивановна. 

Эта церковь стала первой на губерлинской земле. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

«Женщина, с ума сошла?»

В доме у Любовь Ивановны начали собираться родственники и знакомые - человек восемь. Читали акафисты, разбирали Слово Божие. Сначала было очень стыдно звать людей в голые стены, пока хозяйка не поняла, что это совсем не важно.

   
   

Приехала в Новотроицк - просить приезжать к ним в Губерлю священника. Сначала благочинный  отказал: «Далеко к вам ездить». Но в итоге добровольно вызвался батюшка Александр Трушин. Первый его приезд совпал с днем праздника преподобной Елизаветы - 18 июля 2006 года. А потом батюшка привез икону святой и служил молебен, после чего благословил назвать приход во имя преподобной мученицы.

«Как-то там сообщили, что в селе Кирсановка нашей области строится храм Казанской иконы Божией Матери. Мы решили начать наше благое дело с помощи этому храму. Мы собрали 763 рубля и отправили по почте. Неожиданно на наш приход пришло благодарственное письмо от кирсановского прихода. Всем были радостны и приятны эти слова», - читает в своей тетрадке староста прихода.

Александр Горбулин (в центре фотографии) вложил много сил в постройку храма. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Общину нужно было регистрировать в Оренбурге. Любовь Ивановна долго не могла найти нужное учреждение. Полдня ходила, сбилась с ног, жарко, возраст для таких походов не тот. Наконец, нашла. Ее встретила Елена Геннадьевна Городкова, которая очень помогла с регистрацией.

«Я, наверное, на покойника была похожа. Она видя, что мы бестолковые, очень помогла», - вспоминает староста. Так в 2009 году появился приход имени преподобномученицы Елизаветы.

А после этого встал вопрос о строительстве своей церкви. «Муж Александр Николаевич сначала ругался: «Женщина, с ума сошла?! Чтобы даже не заикалась!». А я ему: «Давай начнем, пусть до смерти будем фундамент выкладывать. После нас достроят», - говорит Любовь Ивановна.  Так и взялись. В семье два парня, где надо, всегда помогут.

«Однажды меня упрекнули, мол, клуба для молодежи нет, а церковь строят. Я сказала, давайте я подпишусь и за клуб, но никто им заниматься не хочет. Когда приходила пенсия, мы шли к зданию почты и собирали деньги. И русские и башкиры давали со словами: «Бог один!». Денег еще не хватало, но решили заливать фундамент, на сколько есть. Помню, вожусь в огороде, переживаю, что не хватает цемента, ведь он застывает. Тут приходит прихожанка и дает на него тысячу рублей», - вспоминает Любовь Ивановна.

Стройка пошла. Сельский глава помог с документами. Начальник колонии отправлял на строительство осужденных ребят.

«Им в радость было, сами просились. От одного осужденного осталась вышитая бисером икона Анастасии Узорешительницы. Этот человек потом венчался даже в нашем храме», - вспоминает староста прихода.

«Здесь не люди живут?»

Помог и  отец Сергей Баранов (секретарь Орской епархии)  - попросил знакомого фермера отдать ненужный сруб. Позже здание обложили металлом под дерево.

Приближалась осень. Нужно было чем-то крыть будущий храм. Активная сельчанка Нелли Быковец разослала письма в различные организации, и в итоге  Любовь Ивановну пригласили в новотроицкую администрацию.

«Мы зашли с отцом Сергий в кабинет, а там полный зал, сидят директора со всего города. Я очень волновалась, как-то все рассказала. Кто-то начал сомневаться, зачем, мол, вам это нужно. Тут я возмутилась и пристыдила. Что же, в Губерле не люди живут?», - вспоминает Любовь Ивановна.

Не обошлось и без негативных моментов. Во время стройки кто-то из своих  украл пролет от строящегося забора. Сельчане говорили, что знают вора, но не хотят выводить на чистую воду.

«Ему видать нужнее было. Не надо, чтобы церковь через скандал строилась. Значит, мы плохо смотрели. А вот местная прихожанка баба Рая болела душой. Материалы, что забор, что плитка лежали прямо возле храма. Только по утрам на снегу у храма мы находили свежие следы - это баба Рая по ночам ходила и караулила забор. Сейчас уже совсем слабенькая, но и то в храм на причастие ее привозят», - делится Любовь Ивановна.

Баба Рая по ночам караулила привезенный для храма забор. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

24 июня 2013 года в храме первый раз служили литургию. Отец Максим Бражников из Орска стал первым губерлинским священником.

Первую литургию служили 24 июня 2013 года. Фото: фото из личного архива/ Максим Бражников

 

«Когда я первый раз приехал в Губерлю, Елизаветинский храм был почти достроен. А уже в мае того же года я был назначен настоятелем прихода на станции Губерля. В лице Любови Ивановны я нашел горячего помощника по всем вопросам приходского служения. Любовь Ивановна всегда собирала народ на службы, вела воскресную школу. Александр Николаевич с сыном продолжали строить храм, и благодаря их трудам мы начали служить Божественную литургию уже со дня Святого Духа 2013 года. На их плечи также легли все труды по обустройству храма и территории», - вспоминает отец Максим Бражников.

 

«Ведем занятия не как в школе»

Община здесь маленькая, но крепкая. Нина Бугаева занималась паломническими поездками, Елена Глазунова покупала литературу в церковную лавку, много помогала Людмила Самохвалова, она же потом открыла кружок по вязанию в воскресной школе. Там уже сменилось не одно поколение.

«Дети доходят до 9 класса и считают, что уже взрослые, ну, и перестают ходить. Я надеюсь, что то, о чем мы с ними здесь говорили, они сохранят в сердце, - рассказывает Любовь Ивановна. – Мы стараемся не вести занятия как в школе, от которой они и так устают. Занимаемся либо в храме, либо у нас в беседке. Рассказала я им о каком-то празднике или из Библии, поговорили, поиграли и пьем чай. Мы им с собой пакетики со сладостями даем. Мне говорят, может, некоторые из-за этого и ходят. Но я думаю, и ладно, зато за эти полтора часа они ничего не натворят. Я пытаюсь привести их к нравственным поступкам».  

Любовь Ивановна раньше возила учеников по соседним городам к местам паломничества. Для сельских ребят из бедных семей это было настоящим праздником. Каждую Пасху здесь ставят кукольный спектакль. Ребята участвуют в епархиальных конкурсах.

За несколько прошедших лет храм сильно похорошел. Церковь окружает забор с красивыми деревянными воротами. Внутри по-домашнему уютно, полы покрывают ковры. В приделе на стене в фотографиях изображена история храма, на полочках - книги, которые можно взять почитать, на столике записочки, которые прихожане заполняют для литургии и молебнов.

«Кондиционер установили, - указывает Любовь Ивановна. - Чтобы священнику не было жарко летом».

Красивый иконостас, амвон отсоединен резным заборчиком. На аналое икона святой Елизаветы с вложенной в оклад святыней. У нее тоже своя история. Когда-то Любовь Ивановна отправилась в гости на Родину, рассказала священнику об их храме.

«В их храм давно подарили икону преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары с частицей мощей княгини, привезенные из Иерусалима. Но потом частицу мощей из звездочки в той иконе переложили в большую икону. А в звездочке в воске остались миниатюрные частички мощей, вот и священник не мог решить, кому ее передать. И тут приезжаю я», - говорит Любовь Ивановна.

Недавно на территории храма по инициативе и стараниями прихожанки Нэлли Петровны Быковец поставили памятник воинам Великой Отечественной Войны, на нем указали имена родственников жителей села.

Памятник войнам ВОВ поставили во дворе храма. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Вот так, благодаря инициативе Горбулиных, с их веры и смелости началась новая история в жизни села. Наверняка, многие жители нашли утешение в построенном храме и открывшемся им мире православия.