«Ваша карта заблокирована». Электронные мошенники не сидят на месте

Не сообщайте банковские реквизиты и пароли. © / коллаж Александра Фирсова / АиФ

«АиФ Оренбург» советует запомнить несколько правил, которые помогут вам не остаться без гроша в кармане, когда вы в очередной раз получите пугающее SMS-сообщение.

   
   

«Мама, я в беде»

«Мне позвонили на домашний телефон. Это я, меня забрали в милицию, нужны деньги», - рассказывает пенсионерка Надежда Павлова. Бабушка очень испугалась. Голос на конце провода молодой, значит, это Сергей, ее племянник из другого города. Неважно, что он уже не звонил полгода, а тут как снег на голову. Конечно, звонивший согласился, что он Сергей и начал долго рассказывать, продиктовал номер телефона, на который надо перечислить две тысячи и положил трубку. «Был уже вечер, куда бежать, что делать. Но разум подсказывал, что здесь что-то не так, да и голос не очень-то похоже на племянника. Я позвонила сестре и спросила, как Сергей. А она говорит, да вот рядом - телевизор смотрим. А тот человек еще перезванивал», - продолжает пенсионерка.

Этот случай произошел лет восемь назад. Надежда Аркадьевна поступила очень умно, что решила все проверить, а не бросилась в сердцах в ближайший магазин к банкомату переводить деньги. Тогда этот тип мошенничества был самым распространенным и действенным. Сегодня, наверное, любая мама позвонит своему ребенку на всякий случай, если получит с неизвестного номера сообщение: «Мама, я в беде, пришли деньги».

«Пополните счет»

Все больше махинаций совершается с банковскими картами. Вариантов изъятия денег очень много.

Со старшим «негаджетным» поколением работают напрямую. Обычно пожилых людей по телефону просят перечислить деньги на какой-то счет. Чуть ли не каждый день страницу одного из ваших друзей в социальных сетях кто-то взламывает. И от него начинают приходить сообщения с просьбой перечислить деньги на указанную карту.

«Мне пришло сообщение в соцсети от коллеги с просьбой занять три-четыре тысячи на пару дней. Сомнений в том, что это была именно она, у меня не возникло, и я перевела деньги. А потом вспомнила про популярный вид телефонного мошенничества: «Мама, я в аварию попал, срочно нужны деньги». Тут же звоню коллеге, и она говорит, что ее взломали. Но три тысячи я уже перевела. Тут же позвонила в банк, но там не смогли отозвать перевод и посоветовали обратиться в правоохранительные органы», - поделилась Татьяна Афонина. Свои деньги девушка так и не увидела. Не все банки могут заблокировать перевод или отозвать средства, поэтому будьте осторожны.

Сегодня распространился еще более изощренный способ электронного воровства, когда мошенники запрашивают данные банковской карты. Например, они могут прислать SMS, где сообщат, что она заблокирована и попросят прислать реквизиты на какой-то номер, а затем потребуют пароль для подтверждения операции в личном кабинете мобильного банка. Подобное может случиться и с личным кабинетом от телефонной SIM-карты. Однажды я передала пароль своей подруги в личном сообщение в соцсети, а когда сообразила, с баланса уже списали 400 рублей. Недавно в селе Нежинке Оренбургского района произошел такой случай. Мужчина в Интернете прошел по ссылке «бонусное пополнение счета», зарегистрировался на этом портале, где указал номер банковской карты и код доступа, пришедший по SMS. Через несколько минут с его счета сняли 22 тыс. рублей. Правоохранители решают вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Мошенничество» и устанавливаются личности подозреваемых, сообщили в областном МВД.

   
   
Топ-5 электронных мошенничеств. Инфографика АиФ

Будьте внимательны

В случае с якобы блокировкой карты, нужно знать, что если в банке заподозрят, что операция, совершаемая по вашей карте сомнительна, они просто заблокируют карту, не уведомляя вас об этом заранее. Прежде чем передавать «ключи» от своего счета, проверьте, в конце концов, ее сами (действует она или нет). Также обращайте внимание на то, с каких номеров поступают звонки от людей, представляющими сотрудниками финансовых организаций. Вряд ли сотрудники будут связываться с вами по личному мобильному. Обычно это номера горячих линий, которые довольно просто идентифицировать. Также банковские службы в своем сообщении указывают часть данных вашей карты, у мошенников их просто быть не может. Кроме того, сотрудники всегда знают, кому звонят, а потому если у вас начинают выспрашивать имя-отчество, вероятно, вы разговариваете с мошенниками.

Как не стать жертвой мошенников. Инфографика АиФ

Запомните главное, если у вас кто-то запрашивает какие-то данные или просит под любым предлогом перевести деньги, предоплату за что-то без юридической гарантии, насторожитесь. Не нужно в панике или безрассудстве принимать поспешные решения. Проверьте информацию и ни в коем случае не сообщайте реквизиты своей карты и присылаемые одноразовые пароли.

КОМПЕТЕНТНО

Желание выгоды приводит к потере бдительности

Антон Карягин, начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности Управления уголовного розыска УМВД России по Оренбургской области:

«Наиболее распространены звонки или SMS-рассылки с сообщениями о блокировке банковской карты, либо о ее взломе и переводе сторонними лицами средств с нее. Для того, чтобы это предотвратить, предлагается позвоните по такому-то номеру и сообщить данные банковской карты, а затем одноразовые пароли.  

Возрастная категория тех, кто попадается на эти уловки, абсолютно разная. Желание заполучить какую-либо выгоду в той или иной степени присуще каждому человеку, и это приводит к тому, что мы теряем бдительность и сообщаем данные злоумышленникам.

Если вам кто-то звонит и сообщает, что ваш родственник попал в беду в первую очередь нужно связаться с родственниками или людьми, которые могу находиться рядом с ним. Если предлагают какие-то компенсации за ранее приобретенные аппараты, помните, что ни под какими предлогами не надо перечислять никаких предоплат. Законодательством РФ это не установлено. Это обязательно нужно знать. Каждому человеку было бы неплохо инструктировать своих родственников на эту тему. Кстати, есть форма обращения в правоохранительные органы о случаях мошенничества, даже если в них нет состава преступления».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Банки не рассылают сообщений о блокировке карт

Александр Стахнюк, управляющий отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка РФ:

«Банковские организации постоянно работают над совершенствованием системы безопасности платежей как через банкоматы, так и в онлайн версиях банков.

Есть три цифры, которые открывают мошенникам путь к вашему счету. Но чтобы получить доступ к деньгам, важно знать все три из них. Это номер самой карты, CVV2-код (три цифры на оборотной стороне карты) и код, который присылают в смс-сообщении для подтверждения операции, которая проводится через Интернет или PIN-код для работы с банкоматами. Никогда и никому не сообщайте сразу все эти данные.

Ни один банк не будет спрашивать у вас эти реквизиты, а также данные о том, на кого зарегистрирована карта и срок ее действия. А для зачисления средств на ваш счет достаточно лишь 16-значного номера, указанного на лицевой стороне карты.

Кроме того, банки не рассылают сообщений о блокировке карт, а в телефонном разговоре не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов».

Смотрите также: