140 лет назад во время первого Тибетского путешествия, Н.Пржевальским в ходе масштабных экспедиций были открыты джунгарские скакуны. Имя ученого и его дело живет и по сей день: в Оренбургском природном заповеднике удалось возродить популяцию лошадей, носящих имя исследователя.
Ворота на восток
Великий русский путешественник Николай Михайлович Пржевальский трижды посещал Оренбург – в январе 1879 г., декабре 1880 г. и декабре 1885 г. Каждый его визит становился значительным событием в научной и общественной жизни края и сопровождался чествованиями ученого. Информация об этом сохранилась в Государственном архиве Оренбургской области.
В Оренбург Пржевальский прибыл 28 января 1879 г. и в ожидании остальных членов экспедиции встретился с оренбургским генерал-губернатором Н.А. Крыжановским и начальником штаба Оренбургского военного округа К.М. Войде. 31 января путешественник выехал в Орск.
В Зайсанский пост (сейчас г. Зайсан находится на востоке Казахстана. - Прим. ред.) - начальную точку Третьего центрально-азиатского путешествия, названного самим Пржевальским Первым тибетским, он прибыл 27 февраля 1879 г. Утром 21 марта караван из 35 верблюдов и 5 верховых лошадей вышел из Зайсана по направлению к китайскому городу Хами.
За полтора года экспедиция преодолела более 8000 километров «по неизвестным и не посещенным ранее районам». Три раза в день проводились метеорологические наблюдения, давшие ценные сведения о климате Центральной Азии. «Ежедневно наблюдалась температура воздуха при восходе солнца, иногда измерялась температура почвы и воды; психрометром по временам определялась влажность воздуха». Собирались образчики горных пород на всех попутных хребтах.
Пржевальским был открыт ряд новых горных хребтов в Северном Тибете, пройден тибетский хребет Танла (Тангла) и найден путь к столице Лхасе. Собрана богатейшая коллекция уникальных и неизвестных до этого науке видов животных и сортов растений. Одним из таких видов являлась дикая лошадь – джунгарский скакун, получивший название «лошади Пржевальского». Кроме того, проведены «специальные исследования над птицами (изучены места гнездовий и перелет птиц) и млекопитающими (жизнь животных в условиях Центральной Азии и Тибета)». Составлены характеристики тибетцев, тангутов (северных тибетцев), китайского населения оазисов Нань-шаня и китайской администрации. «Зоологический сбор передан в музей Петербургской Академии наук; гербарий – в Ботанический сад; небольшая минералогическая коллекция – в геологический кабинет Петербургского университета».
След в умах и сердцах
7 декабря 1880 г. секретарь Императорского русского географического общества В.И. Средневский сообщил Оренбургскому отделению Географического общества, что «на днях» Пржевальский прибудет в Оренбург. По просьбе Географического общества ему был предоставлен «бесплатный особый вагон на весь путь в Смоленск и Петербург» и еще один вагон для перевозки коллекции собранных экспонатов «прямо в Петербург». О прибытии Николая Михайловича в Оренбург, а также о дне и часе его отъезда, следовало уведомить управляющего Оренбургской железной дорогой. Кроме того, Географическое общество попросило Оренбургское отделение «приветствовать Пржевальского».
12 декабря 1880 г. Пржевальский направил начальнику штаба Оренбургского военного округа К.М. Войде телеграмму с просьбой оказать содействие и «устранить затруднения перевозки от Петропавловска до Оренбурга зоологической коллекции, собранной для музея Академии наук». Эта коллекция перевозилась «на четырех почтовых тройках, следующих попарно на расстоянии полусуток пути». Получив данное письмо, Н.А. Крыжановский поручил орскому исправнику Пулидскому посетить Н.М. Пржевальского (выехавшего в Орск из Верхнеуральска 16 декабря) и спросить, «не окажет ли он честь принять обед от оренбургского общества».
В Оренбург Пржевальский прибыл вечером 19 декабря. На следующий день он посетил штаб округа, где отобедал вместе с офицерами. В восемь часов вечера в здании Городской думы состоялось «особое заседание» Оренбургского отдела Русского географического общества. С удачным завершением экспедиции исследователя поздравили председатель Оренбургского отдела Л.Л. Мейер и генерал-губернатор Н.А. Крыжановский. Далее слово было предоставлено самому исследователю, который в течение полутора часов рассказывал оренбуржцам о своих путешествиях и приключениях в Центральной Азии. Газета «Оренбургский листок» сообщала, что «выступление оставило глубокий след в умах и сердцах горожан».
Подождав прибытия остальных членов экспедиции, Пржевальский вечером 21 декабря 1880 г. выехал из города. В здании железнодорожного вокзала был устроен торжественный обед. «Проводы превратились в праздник. На вокзале было много народу, играл духовой оркестр».
«Нити, ведущие вглубь Азии»
Третий визит Пржевальского в Оренбург был связан с окончанием его Второго тибетского или Четвертого центрально-азиатского путешествия в декабре 1885 г. Эта экспедиция началась в октябре 1883 г. с целью изучить истоки Желтой реки (Хуанхэ), посетить Алтын-таг (горный хребет в Центральной Азии) и Кашгарию (Восточный Туркестан).
Путешественники преодолели на верблюдах и лошадях 7815 км. В истоках Хуанхэ Пржевальским были обнаружены и исследованы два больших озера, которым он дал названия Джарин-нур (Русское озеро) и Орин-нур (озеро Экспедиции). Проведена маршрутная съемка пути с привязкой местности к астрономическим явлениям, барометрические и метеорологические наблюдения.
В Оренбург Пржевальский прибыл 23 декабря 1885 г. На следующий день посетил оренбургского губернатора и наказного атамана Оренбургского казачьего войска Н.А. Маслоковца. По просьбе Оренбургского отделения Русского географического общества 25 декабря он выступил в здании Городской думы с докладом о путешествии, в котором выразил уверенность, что «эти быстролетные исследования в будущем послужат руководящими нитями, которые поведут вглубь Азии более подготовленных, более специальных наблюдателей». Его сообщение, «длившееся два часа, с семи до девяти часов вечера, было, по обыкновению, полно захватывающего интереса».
В девять часов в здании Военного собрания состоялся торжественный ужин, посвященный удачному завершению экспедиции. Горожане, пожелавшие принять участие в чествованиях Пржевальского, должны были подать заявления до четырех часов вечера 25 декабря. С приветственной речью к путешественнику обратился секретарь Оренбургского губернского статистического комитета П.Н. Распопов, отметивший важность совершенных им открытий. Вечером того же дня Н.М. Пржевальский выехал по железной дороге в Петербург.
Таким образом, несмотря на малую продолжительность, каждое посещение Пржевальским Оренбурга становилось знаковым событием, привлекавшим пристальное внимание горожан. Его доклады о трудностях пути и неизведанных азиатских землях вызывали восхищение и разжигали интерес публики к природе и географическим особенностям Оренбургского края.